«Против воли хочешь?» — грозно сверкая очами, спросила она. Муж немедля убрал жадные руки из складок платья, отступил, смутился. Рыжеволосая красавица повернулась, оправила юбки и продолжила чистить овощи, не глядя на мужа.
Недовольный Майкл вышел из дома, нашел на улице своего соседа Патрика и начал жаловаться на жену: в опочивальню не пускает, дитя не рожает.
«Подменыш она, подменыш, — цедил Майкл сквозь зубы. — Ей не жить!».
Сосед слушал и согласно кивал..
Эта история — одна из самых жутких, про которые мне доводилось писать. И она прекрасно доказывает, насколько дикими были нравы в «просвещенной Европе» не то что в мрачном Средневековье, но даже в конце XIX века.
Ирландка Бриджит Боланд вышла замуж 6 августа 1887 года в возрасте 17 лет. Супругом рыжеволосой красавицы стал бондарь (то есть, ремесленник, делающий бочки) Майкл Клири.
Бриджит познакомилась с Майклом всего за пару недель до свадьбы в городе Клонмелле, куда девушка приехала из родной деревни Балливадли, чтобы стать ученицей портнихи.
По приказу хозяйки Бриджит пришла в мастерскую Майкла, чтобы заказать бочку, разговорилась с красивым бондарем, Клири влюбился в очаровательную девушку, та ответила взаимностью.
После свадьбы Бриджит отправилась в Балливадли к родителям, а Майкл остался в Клонмелле, выполнять заказы по бочкам.
Совместно супруги жили редко — не было возможности. Из-за раздельного житья Бриджит стала финансово независимой женщиной. Она завела кур, продавала соседям яйца и битую птицу. На вырученные деньги молодая женщина купила самую передовую на тот момент швейную машинку Singer и в скором времени освоила мастерство швеи.
Бочкаря Клири, который никак не мог заполучить жилье, в котором можно было бы постоянно жить с супругой, возросшая самостоятельность Бриджит раздражала.
Вскоре умерла мать Бриджит, и молодая женщина стала сиделкой своего больного отца Патрика Боланда. Майкл Клири наконец-то смог перебраться к жене. Вскоре Патрик выделил семье деньги на покупку отдельного дома, причем, лучшего в деревне.
Казалось, теперь-то Бриджит и Майклу только жить-поживать, да добра наживать, но — увы.
В марте 1895 года 35-летняя Бриджит Клири, прожив с мужем в бездетном браке восемь лет, внезапно исчезла. Прибывший в Балливадли коронер выяснил, что Бриджит на протяжении нескольких дней хворала: приглашенный врач установил диагноз бронхит.
13 марта 1895 года доктор навестил Бриджит и обнаружил, что состояние женщины значительно ухудшилось, прописал ей новые порошки.
22 марта жители деревни обнаружили в лесу, расположенном неподалеку от дома Клири, неглубокую могилу. В яме находилось обгорелое тело Бриджит Клири…
Тут же по деревне начал распространяться упорный слух, что погубили Бриджит ее муж Майкл Клири со своими родственниками и друзьями.
Коронер в ходе сбора доказательств убедился, что Клири, и правда, имеет отношение к смерти жены. Майкл и еще восемь человек были немедленно арестованы.
1 апреля 1895 года в Дублине было проведено первое судебное слушание, результаты которого оказались поистине шокирующими. Выяснилось, что 15 марта Майкл Клири позвал в свой дом местного священника отца Райана.
Мужчина сообщил Райану, что прописанные доктором лекарства не помогли его супруге. Майкл знал и причину, почему порошки не сработали: по мнению Клири, его жена была так называемым подменышем.
В европейской мифологии злые феи, пикси или демоны могут украсть человека и заменить его на некую новую, злую сущность. Обыкновенно феи воровали детей, но в Ирландии нередки были случаи «кражи» взрослого человека.
Сколько «подменышей» было истреблено в Средние века — неизвестно.
Казалось бы, на пороге XX столетия вера в фей должна была испариться, как роса на траве — но не тут то было. В Англии в фей верили повсеместно. Интеллектуал-писатель Артур Конан Дойл даже написал «научную» книгу о природе фей. Что уж говорить об ирландских обывателях!
Поняв, что Бриджит — подменыш, Майкл Клири позвал к себе в дом девятерых знакомых и родственников, в том числе, Мэри Кеннеди, Патрика Кеннеди и Джеймса Кеннеди.
В доме Клири начался долгий и шумный спор, в ходе которого использовалось много сказочных терминов. Майкл поведал, что он давно заподозрил подмену. Бриджит не всегда была с ним ласкова, порой угрожала избить его скалкой, неистово кричала, «лупила глаза», отказывалась идти с супругом в опочивальню.
Сомнений в том, что женщину подменили, не оставалось, и собравшиеся решили провести обряд экзорцизма, изгнать «подменыша» и вернуть настоящую Бриджит.
Сначала Майкл попытался накормить отказывавшуюся от пищи женщину. Для этого Клири бросил «подменыша» на пол и принялся тыкать в нее горящим бревном. Бриджит к пище не притронулась.
Тогда Майкл, два брата Кеннеди и селянин по имени Джон Данн стали изгонять подменыша при помощи толстых дубинок. Вскоре Бриджит перестала двигаться.
Поняв, что так с феями не справиться, Клири облил «подменыша» керосином. Вспыхнул огонь, раздался крик, затем все стихло. Майкл запретил своей родне трогать Бриджит: он выражал уверенность, что его жена скоро вернется от фей.
В ходе судебного разбирательства присяжных отвезли на склад, где находилось тело Бриджит. Присяжные были шокированы увиденным и воочию убедились, на какие страдания несчастную обрек ее супруг.
В газетах выражали сомнение, что Майкл Клири вообще собирался вызволять супругу от фей. Известно, что Клири был крайне недоволен тем, что Бриджит отказывала ему в опочивальне, а, кроме того, так и не родила Майклу ребенка. Нашлись те, кто считали Клири всего лишь убийцей, а историю с «подменышем» — жестоким спектаклем.
Суд признал большинство ответчиков виновными в нанесении побоев. Патрик Кеннеди получил пять лет каторги, Джеймс Кеннеди — восемнадцать месяцев каторги, Джон Данн — три года каторги. Остальные получили небольшие сроки каторжных работ. Мэри Кеннеди была освобождена от наказания из-за возраста и слабого здоровья.
Майкл Клири был осужден по отдельной статье о непредумышленном убийстве и приговорен к двадцати годам заключения. Вскоре после суда Майкла под конвоем доставили к тюрьму Мэриборо, где он провел пятнадцать лет.
28 апреля 1910 года Клири был освобожден из тюрьмы за примерное поведение. Майкл вышел из заключения уже в новом, XX столетии. Возможно, он больше не верил в фей и подменышей — хотя это не точно.
В июле 1910 года Клири эмигрировал из Ирландии в канадский Монреаль. Мужчина опасался мести за то, что он сделал с Бриджит.
«Я хотел, чтобы феи вернули мне ее», — отвечал Майкл на все обвинения.
Так сложилась жизнь женщины, которая стремилась к самостоятельности, многого добилась, но погибла от рук супруга из-за средневековых предрассудков.