Факты об Анатолии Папанове, которые он не любил рассказывать в интервью

Анатолий Папанов – знаменитый советский актер, знакомый массовому зрителю как по комедийным («Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука»), так и драматическим («Белорусский вокзал», «Холодное лето 53-го…») ролям.

Миллионы детей СССР обожали его Волка из «Ну, погоди!», а сам он всю жизнь оставался скромным, тихим, но твердым и принципиальным человеком, умеющим отстоять свое мнение даже перед авторитетными режиссерами.

Из-за скрытности Папанова некоторые факты его биографии становились новостью даже для его друзей и близких знакомых. Он их рассказывать не любил, а, вместе с тем, в них нет ничего плохого. Они показывают нам замечательного актера с другой стороны, делают его гораздо ближе и понятнее.

Короткий арест

Еще до войны Папанов, когда ему было лишь 18 лет, трудился на столичном заводе «Шарикоподшипник». Однажды кто-то из рабочих украл несколько деталей, а милиция арестовала всю бригаду, в которой состоял будущий актер. Всех подозреваемых отправили в Бутырку, где Папанов отсидел 9 дней.

К счастью, ему повезло со следователем, который по одному внешнему виду парня понял, что тот не виноват в злополучной краже, и приказал его отпустить. Когда молодой человек вернулся домой, то первое что получил, – могучий удар от отца, который решил во что бы то ни стало проучить «непутевого» сына.

После этого «урока» Папанов 3 недели пролежал на постели – прямо как персонаж Горького из повести «Детство».

Инвалидность

Папанов был участником Великой Отечественной войны. В 1941 году он отправился на фронт, а в следующем году попал в окружение под Харьковом. Во время сражения рядом с ним разорвался вражеский снаряд. Будущий актер был ранен в ногу, в результате чего лишился нескольких пальцев.

Полгода Папанов пробыл в больнице, после чего его комиссовали по инвалидности. Последствия ранения давали о себе знать до конца жизни. Первое время Папанов ходил с тростью. Но в ГИТИСе преподаватель предложил ему специальную методику движения по сцене.

Эти упражнения помогли актеру восстановить подвижность ног. Папанов не любил говорить о своем физическом увечье, а на сцене не только танцевал, но и прыгал!

Машина

Став знаменитым актером, Папанов воплотил свою давнюю мечту и купил «Волгу». Актеру на тот момент перевалило за 60. Красавицу «Волгу» Анатолий Дмитриевич приобрел случайно.

Он заехал в магазин за «Жигулями», а заведующий уговорил его взять более эффектную «Волгу», от которой в последний момент отказался член Политбюро. Однако Папанов стеснялся приезжать на ней на работу и почти всегда пользовался общественным транспортом.

А если все-таки являлся в театр на своей машине, то ставил ее в стороне от входа, боясь, что его прозовут «большой шишкой». Стеснительный Папанов не хотел демонстрировать «Волгу» коллегам, которые носили заштопанные чулки. Зато на своей машине актер с огромным удовольствием ездил на дачу, где мог не бояться посторонних глаз.

Инцидент с милиционером

Уже будучи знаменитым актёром, Папанов по собственной вине угодил в крайне неприятную ситуацию, которая чуть не поставила клеймо на его всесоюзной славе.

Актер возвращался с банкета, где выпил лишнее. По дороге он сел в неположенном месте, за что получил выговор от строгого стража порядка. Папанов вспылил и сорвал с него галстук. Эта выходка окончилась задержанием; после чего в театр сатиры, где играл Папанов, была направлена соответствующая бумага.

Больше 3 часов товарищи решали, как поступить с провинившимся актером. К счастью, большинство коллег Папанова встали на его сторону, хотя нашлись и такие, которые его осудили и даже потребовали лишить звания заслуженного артиста РСФСР!

Но так как таких оказалось меньшинство, то Папанов отделался выговором. Более того, актер еще долгое время собирал в своей гримерке товарищей по сцене и уморительно показывал «в лицах» своих сокамерников.

Проблемы с алкоголем

Какое-то время Анатолий Папанов выпивал. Причиной алкогольной зависимости стала депрессия. Папанов поступил в театр сатиры, но несмотря на свой талант, долго не получал больших ролей. К тому же он переживал из-за отсутствия любимой жены Надежды Каратаевой, которая играла в другом театре.

Выпивать он бросил в 1973 году после смерти матери. «Будучи человеком волевым, Папанов однажды и навсегда завязал с употреблением спиртного – за праздничным столом неумолимо наливал нарзан вместо водки», – вспоминал режиссер театра сатиры Валентин Плучек.

Тогда жена актера заподозрила, что, скорее всего, Папанов дал матери обещание завязать и слово свое сдержал. Правда, актер никогда в этом никому так и не признался.

Сложный дуэт с Андреем Мироновым

Андрей Миронов был самым удачным и органичным партнером Папанова как на сцене («Ревизор», совместные концерты и творческие вечера), так и на экране («Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «12 стульев»), так что многие зрители до сих пор искренно верят, что они и в жизни дружили.

Однако это было не так. Они были слишком разные по характеру, к тому же разница в возрасте давала о себе знать. Когда Миронов пришел в театр сатиры, режиссер Валентин Плучек стал чуть ли не все спектакли ставить специально под него, потому что его очень любили зрители.

А Папанов обижался, что молодой Андрюша, который и так «в шоколаде», получает еще и «пирожное». Но на публике Анатолий Дмитриевич никогда не высказывал своего разочарования вслух, тем более, что Андрей Миронов полностью оправдывал ожидания как зрителей, так коллег по сцене.

Об актерском мастерстве Папанове он отзывался очень высоко: «Я даже не знаю, какие роли он не смог бы сыграть так, чтобы это было всем интересно. Таково уж свойство папановской индивидуальности».

Папина дочка без блата

Анатолий Папанов обожал детей. Он холил и лелеял свою единственную дочку Елену, однако был против, чтобы она становилась актрисой.

Поэтому он принципиально не стал ей помогать. Но Елена Анатольевна унаследовала от отца бойцовский характер и, несмотря на уговоры матери поступить на иняз, подала документы в школу-студию МХАТ, но провалила экзамены. Но потом она все-таки сама поступила в ГИТИС, а затем была принята в театр Ермоловой.

Папанов по-прежнему не принимал никакого участия в ее творческой жизни. Анатолий Дмитриевич полагал, что если дочка будет плохо играть, то злые языки будут злословить ее за неоправданные надежды звездного отца.

Тихая принципиальность

Папанов был замкнутым, тихим, интеллигентным человеком. Но при необходимости без страха мог поспорить и с самим Валентином Плучеком. Например, однажды режиссер настаивал на его участии в очередном спектакле.

Но Анатолий Дмитриевич резко отказал и ушел, хлопнув дверью. В другой раз на репетициях спектакля по пьесе Розова «Гнездо глухаря» актер спорил с автором, настаивая на собственной интерпретации героя. И драматург был вынужден ему уступить, а впоследствии даже признал, что Папанов был прав.

Разумеется, все эти закулисные перипетии оставались за кадром и доходили до общественности только с годами, но не со слов самого Папанова, который никогда не сплетничал за спиной у коллег.

Нелюбимые Лёлик и Волк

Так вышло, что большинство зрителей запомнили Папанова по тем ролям, которые он сам не любил. Больше всего публика обожала Лёлика из «Бриллиантовой руки» и Волка из мультсериала «Ну, погоди!».

А сам Анатолий Дмитриевич думал иначе. Лёлика он считал слишком грубым и примитивным.

«Папе изначально эта роль не нравилась, он предлагал Гайдаю сыграть ее не столь прямолинейно, но тот отказался его слушать. В итоге “Бриллиантовую руку“ он не считал большой творческой удачей», – вспоминает дочь актера Елена Папанова.

Что касается Волка, то этого зверя всесоюзный любимец вообще не воспринимал всерьез. В интервью он не любил говорить ни о том, ни о другом; больше всего его раздражал Волк, который – по его словам – перегрыз ему биографию.

Оцените статью
Факты об Анатолии Папанове, которые он не любил рассказывать в интервью
«Девочка прибыла к нам голой»