Его путь к сале был долгим и тернистым: пришлось выбраться из села Ярославской области в Москву, сменить имя Альберт на Олег, противостоять зависти и интригам, бороться со смертельным заболеванием. Но он выстоял и добился своей цели.
Когда простая деревенская девушка Надежда Борисова, увидела по телевизору бельгийского принца Альберта, то пообещала себе, что назовет в его честь своего первенца.
«Я потом долго искал его следы — побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холма, в библиотеке отца прочитал книгу о каком-то Альберте фон Большадте, учителя Фомы Аквинского…» — писал много лет спустя актер Олег Борисов.
«Назад не приноси!»
В ноябре 1929 года Надежда принесла домой долгожданного сына. Но когда распаковали кулек, вдруг выяснилось, что это… девочка.
Вместе с мужем, директором сельхозинститута, Надя вернулась в роддом и требовала отдать ее сына, но работники долго отказывались признавать свою ошибку и только позже выдали какого-то малыша со словами: «Назад не приноси! Все равно не примем!»
В семье ходила шутка, что Альберт — подкидыш. Четыре года спустя у него родился брат Лев. Надежда Андреевна брала мальчишек с собой на репетиции драмкружка, в котором ей доверили роль Катерины в «Грозе» Островского.
Ребята так увлеклись театром, что в итоге оба стали известными актерами.
Алик рос хулиганом и урокам в школе предпочитал дворовые игры.
«Учителя смотрели на меня и плакали», — вспоминал актер. А директор отказывался его отчислять только из-за того, что он был звездой школьной футбольной команды и всех театральных постановок.
Мальчишке едва исполнилось 12 лет, когда началась война. Отец ушел добровольцем на фронт, а мать с сыновьями эвакуировали в Казахстан. В Чимкенте их поселили прямо в театре, рядом со сценой. Алику пришлось повзрослеть: он бросил учебу и пошел работать трактористом. Маленький и щупленький, наравне со взрослыми мужиками он косил траву, работал на лесопилке.
С окончанием войны семья воссоединилась и поселилась в Подмосковье. Получив диплом о среднем образовании, Борисов уехал в Москву поступать на японское отделение Института востоковедения. Он тогда всерьез увлекался японистикой и хотел стать ученым.
Однажды молодой человек шел через парк и увидел на скамейке забытую кем-то книгу Конкордии Антаровой «Беседы К. С. Станиславского». Присел на минутку, чтобы почитать о великом режиссере, и не встал, пока не перевернул первую страницу.
Прочитанное стало для Борисова откровением — конечно, он должен стать актером! Не теряя времени, он подал документы в Школу-студию МХАТ и был тотчас принят.
Однокурсники смеялись над его именем, и Борисов стал представляться Олегом, хотя дома его всегда называли Альбертом.
Студенческая жизнь была нелегкой: строгая дисциплина, придирки преподавателей, стремящихся сбить со своих студентов «наносное и неживое».
Но Олег Борисов много трудился и в итоге в числе лучших студентов был приглашен работать в МХАТ. Но вскоре выяснилось, что его имя вычеркнули из списка и заменили на какого-то блатника. Это был тяжелый удар судьбы.
Видя страдания Олега, педагог Борис Вершилов его утешал: «Умей ждать. Если катится все легко и ты имеешь быстрый успех, то путь твой, скорее всего, короток. Бери лучше другой сценарий: постепенный, через ошибки и ожидания». Борисов послушался режиссера и поехал по распределению в Киевский театр имени Леси Украинки.
Однолюб по жизни
Молодой актер столкнулся с новыми трудностями: работы было очень много, но ему давали только эпизодические роли. Бытовых условий и вовсе никаких: жить приходилось в гримерке театра. Киевскому театру Олег Иванович отдал 12 лет своей жизни.
Постепенно все наладилось: он получил и жилье, и главные роли. Встретил здесь и свою судьбу.
Однажды Борисов увидел у коллеги на столике фотографию симпатичной девушки. С черно-белого снимка на него смотрели такие искрящиеся глаза, что актер влюбился в них с первого взгляда.
Выяснилось, что на снимке запечатлена одноклассница его коллеги, дочь бывшего директора театра Алла Латынская. Девушка не была актрисой, а училась на факультете журналистики.
В отличие от других актеров, Олег Борисов не был ловеласом и не умел ухаживать за девушками. Все свое время и сылы он отдавал профессии. Вот и тогда на игривое предложение познакомить его с красоткой Борисов ответил отказом: «Да у тебя все равно нет никаких шансов!» — рассмеялась актриса.
Но судьба распорядилась иначе: выйдя из театра, он столкнулся в дверях с Латынской. Улыбнувшись девушке, он представился и пригласил вечером на свидание. А через несколько часов Олег нервно курил у каштана, напротив входа в театр, и гадал: придет или нет?…
Алла на свидание пришла, и начался их роман длиной три года. Олег встречал возлюбленную из университета и провожал до ома. Он никогда не навязывался, ничего не требовал — тем и покорил невесту. Алла пригласила его на знакомство со своими родителями.
Ее отец был против того, чтобы дочь выходила замуж за актера. Но вскоре изменил свое мнение, назвав Борисова серьезным и ответственным.
А будущая теща сразу же принялась откармливать потенциального зятя — уж слишком худеньким он выглядел. К родителям Олега поехали уже все вместе на машине. Будущей свекрови Алла понравилась, но показалась слишком требовательной. Надежда Андреевна шепнула на ухо сыну: «Сынок, она не нашего круга и тебе не пара!»
И все же актеру удалось переубедить мать, и она даже сама сшила для Аллы свадебное платье. Надежда Андреевна не пожалела, что доверилась сыну: он прожил с Аллой в любви и согласии 40 лет.
Через два года после скромной, но веселой свадьбы на свет появился единственный наследник Борисовых — сын Юрий. В будущем он станет известным сценаристом и режиссером. Алла Романовна успешно совмещала работу на телевидении с заботой о муж и сыне. А Олег, чувствуя за спиной надежный тыл, делал карьеру в театре и кино.
В паутине зависти
В молодости талантливого актера заметили кинорежиссёры. В 1955 году он сыграл свою первую маленькую кинороль — рабочего-подпольщика в фильме «Мать». А шесть лет спустя на экраны СССР вышел фильм «За двумя зайцами», в котором Олег Борисов исполнил главную роль Свирида Горностаева и стал знаменитым на всю страну.
Из каждого радиоприемника звучала песня «Моя мама сэрдцэ добрэ маэ». Олега Борисова боготворили поклонницы, уважали коллеги, а вот в родном театре пережить его славу не смогли.
Он уехал на фестиваль в Польшу, а когда вернулся, с удивлением узнал, что по решению общего собрания его из театра уволили, да еще написали коллективное письмо в газету, что актер Олег Борисов заболел звездной болезнью.
А все случилось из-за недоразумения: кто-то в Министерстве культуры забыл отпросить Борисова на фестиваль, а руководство театра отнеслось к его поездке как к самовольному. Вскоре все выяснилось, и Борисова восстановили в театре, но он отнесся к поступку коллег как к предательству и возвращаться не пожелал.
Вместе с семьей Олег Борисов покинул Киев и уехал в Москву, которую спустя год променял на Ленинград, а почти через 20 лет снова вернулся в столицу, чтобы исполнить свою давнюю мечту — работать в МХАТе. Олег Иванович всегда подчеркивал, что выходит на театральные подмостки по любви, а в кино снимается из-за денег. На зарплату в театре семью не прокормишь.
Олег Борисов подрабатывал как ведущий первых игр КВН, работал на радио и телевидении. Он не гнался за длинным рублем, в быту был скромен: носил джинцы и свитера, с одинаковым аппетитом уплетал и яичницу, и запеченую севрюгу.
Тяги к алкоголю за ним тоже не наблюдали. Ресторанным посиделкам всегда предпочитал тихие домашние вечера, а если оказывался в компании друзей, то старался больше не выпивать, а разговаривать.
Если видели где-то Борисова в костюме с галстуком, то знали: жена Алла упросила его принарядиться. А свой первый смокинг он купил, когда начал ездить по стране с концертами. Борисов был не тусовочным человеком, имел мало друзей, жене не изменял. Хобби имел самые обычные: книги, рыбалка и футбол. О нем не ходило слухов.
Если нужно было учувствовать в благотворительном представлении или друзья просили поработать в интересных проектах бесплатно, Борисов соглашался без раздумий. Так он оказался участником дипломного спектакля начинающего режиссера Андрея Тарковского.
Работа с юным гением потрясла Борисова, и он мечтал ее повторить. В качестве благодарности Тарковский пригласил Олега в свой фильм «Иваново детство», но из театра актера не отпустили, и Борисов был вынужден отказаться, о чем долго жалел.
Актер с характером
Вообще среди коллег ходили слухи о тяжелом характере Олега Борисова, его склонности к конфликтам и скандалам. Так, на съемочной площадке комедии «За двумя зайцами» Борисов вступил в спор с режиссером Ивановым — ему казалось, что его персонажа нужно играть иначе. Ссорился Борисов и со своей партнершей Маргаритой Криницыной, нередко доводя ее до слез.
«Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся…» — вспоминали коллеги. В театре Борисов мог заявить какому-нибудь народному артисту: «Вы не готовы к репетиции!» Никаких авторитетов, кроме служения искусству, у него не было.
Режиссер Георгий Товстоногов говорил коллегам про актера Борисова:
«С ним вам будет как в аду. Каждую секунду будет останавливать репетицию и о чем-то допытываться… Дурно-характерный человек, упрямый, гордый, заносчивый».
На съемках фильма «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Олег Борисов поссорился с Александром Зархи из-за трактовки образа писателя, которого он играл.
Слово за слово, актер смертельно обиделся на режиссера и ушел, хлопнув дверью, заявив, что на площадку больше не вернется. А как же контракт и возмещение убытков киностудии? Дирекция «Мосфильма» запретила снимать Борисова в своих проектах, внеся имя актера в черный список.
Два года Олег Иванович сидел без работы в кино. Некоторые знакомые не понимали поведения Борисова и уговаривали его смирить свой буйный нрав, но актер объяснял, что страдает не за себя, а за искусство.
Впрочем, среди актерской братии находились и те, кто искренне уважал талант Борисова и его стремление принести в роль что-то большее, чем было в сценарии.
Сценарист Александр Миндадзе вспоминал:
«Он был одним из тех немногих, уникальных актеров, кто не клянчил реплики. Он только приветствовал сокращения, предпочитал пластическое решение разговорами. Он был настолько выразителен, что очень многое мог сыграть и без слов».
В 1981 году Олега Борисова пригласили в кинокартину «Остановился поезд», и он вместе с актерами поехал в длительную экспедицию в Серпухов.
Режиссер Вадим Абдрашитов вспоминал:
«На летучке Борисов сказал, что ему нужно в Ленинград с 23 по 25 июня. Потом отпросился в те же числа июля, затем августа, и я спросил, с чем связана такая регулярность. Совершенно спокойно он ответил, что ездит на переливание крови. Для нас это был как гром среди ясного неба… Для меня он, кроме прочего, являл пример настоящего мужчины».
В конце 1970-х Олегу Борисову поставили страшный диагноз: лейкемия. Обычно человек с таким диагнозом сгорает очень быстро, но Олег Иванович собрал волю в кулак и решил, что будет жить так, как будто никакой болезни не существует. Он никому не говорил о диагнозе, умудрялся бодриться даже перед женой и сыном.
«Мужественный человек, сам справился…» — говорил об отце сын Юрий.
Борисов выполнял предписания врачей и смог прожить с раком крови долгих 16 лет. Только последние два года недуг не позволил ему вести привычный образ жизни.
В 1991 году Олег Борисов объявил, что выходит на пенсию. Но и тогда не оставался без дела — вместе с сыном он организовал собственный театр «Антреприза Олега Борисова». Последней ролью уже тяжело больного актера стал образ Мефистофеля и Бога в фильме его сына «Мне скучно, бес». Через год актера не стало.
Даже оставаясь прикованным к постели, Олег Иванович оставался очень энергичным человеком и строил творческие планы — так, что заставил близких поверить: он и на этот раз выкарабкается. Но на этот раз недуг одержал верх.
Олег Борисов скончался в апреле 1994 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Со своим родным братом, актером Львом Борисовым, известным, в частности, по роли Антибиотика в фильме «Бандитский Петербург», Олег Иванович не общался долгих 20 лет. Старший брат постоянно помогал младшему в карьере, но из-за беспробудного пьянства Льва отовсюду выгоняли. Братья помирились, когда Лев «завязал» и стал приходить к старшему брату в больницу.
Единственный сын Борисовых, Юрий пережил отца на 13 лет, он умер от сахарного диабета.