«Прошлой ночью она была в моей постели; я отбросил покрывало, … ее душа и тело слились с моими, я излил в нее мой дух, мое дыхание, мою силу… Она моя, а я – ее. И я буду владеть ею, все мои усилия будут потрачены на нее, я останусь один до тех пор, пока не завоюю».
Ему снилась прекрасная возлюбленная, как наяву. А просыпаясь, художник погружался в пучину отчаяния, ведь Анна Ландхольд отвергла его любовь и предпочла другого. Ночь за ночью мучали Фюсли ночные кошмары.
На холсте он начал писать портрет Анны, а затем перевернул холст и изобразил картину далекую от романтических сюжетов, но отвечающих душевному состоянию художника. Отчаяние, страх, боль.. Безысходность и невозможность сопротивляться.
Прекрасное белое тело распластано на постели. Сон красавицы так глубок, что похож на обморок. На груди ее уселся волосатый уродливый демон, глядящий прямо на зрителя, словно чудовище захватили врасплох в тот момент, когда он собирался совершить нечто дурное.
И призрачная голова лошади с выпученными белыми глазами довершает картину кошмара и страха. Сколь неуместны эти чудовища в девичьей спальне, сколь пугающие.
Иоганна Генриха Фюсли (Фузели) завораживали мистические мотивы и сюжеты. В своем творчестве неоднократно обращался он к сценам из «Макбета» Уильяма Шекспира, а до этого занимался и переводом пьесы на немецкий язык.
Причудливо переплелись в Фюсли таланты поэта и художника. Однажды сэр Джошуа Рейнолдс, уже завоевавший славу и признание, как великолепный портретист и пейзажист, посоветовал Фюсли полностью отдаться живописи.
«У Фюсли поэзия и живопись в постоянном противоречии… Его ценят как поэта, а как художник он оставляет зрителя неудовлетворённым… манерность во всём», — отзывался о нем Иоганн Гете. «Поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью», — характеризовали художника другие.
Сколь часто появляются в его работах ведьмы и колдуны, демоны и призраки, выплывающие из темноты. Но картина «Ночной кошмар» по праву может считаться одной из самых странных и пугающих.
Прекрасная женщина, будто погруженная в транс и оказавшаяся во власти демона. Неестественность позы, резкий контраст бледного молочного тела и темно-красного занавеса, фигуры выходящие из темноты..
Много лет спустя Зигмунд Фрейд повесит репродукцию «Ночного кошмара» в своем кабинете и критики станут искать в ней некие эротические подтексты. Однако сам Фюсли рефлексировал на тему того, что в XVIII-XIX веках называли «сонным параличом». Загадочное состояние мучительного глубокого сна, когда спящего одолевают ужасные видения.
*
«Ночной кошмар» по-английски Nightmare. В скандинавской мифологии мары (mare) представлялись злыми духами, насылающими дурные сны и ужасные видения, заставляющие чувствовать тяжесть в груди и необъяснимый страх.
Другая трактовка Nightmare – ночная кобыла. И вот она, смотрит на нас своими выпученными глазами, эта призрачная лошадь, будто готовая в любую секунду унести беззащитную девушку в свой потусторонний мир.
К сюжету «Ночного кошмара» Фюсли обращался несколько раз, в первоначальном варианте отсутствовала голова лошади, а в последнем демон не смотрит на зрителя, а любуется своей жертвой.
Была ли тайна картины связана с безответной любовью художника к сестре друга, отдавшей предпочтение другому, теперь уже никто не ответит на этот вопрос.
Но сохранилось полное страсти описание одного из снов Иоганна Генриха Фюсли, заставляющее представить его самого в роли инкуба, проникающего в спальню к возлюбленной. А на оборотной стороне холста исследователи обнаружили незаконченный портрет Анны Ландхольд.