На ложе захватили

— Кончай миловаться! — заорал ушкуйник, ухватив княгиню за нежные щиколотки. Дернул изо всех сил и бедная красавица, крикнув, как лебедушка, полетела с постели на земляной пол. Едва успела прикрыться руками, сердешная.

Между тем, другие ушкуйники вязали Александра Федоровича. Яростно дрался князь, да какое там! Разве ж застигнутый ночью, да на супружеском ложе сможет от ратников отбиться?

Трое ушкуйников потащили князя к выходу. Один — забросил на плечо рыдающую княгиню и понес к реке, где ждали разбойников быстрые ушкуи.

В 1434 году удельным князем ярославским стал Александр Федорович по прозвищу Брюхатый. Любил князь хороший пир, чтобы столы ломились от снеди разной да напитков, вот и растолстел крепко, разошелся вширь так, что на одну кольчугу Александру Федоровичу металла уходило столько же, сколько на двух ратников.

Несмотря на склонность к чревоугодию, князь был человеком амбициозным и смелым и мечтал вернуть былую славу некогда могучему княжеству ярославскому.

В этом стремлении всячески поддерживала мужа его благородная супруга, красавица-княгиня Феодосия.

Между тем, на Руси шла кровопролитная усобица между потомками великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Причина войны была все та же, что и столетия назад — великокняжеский престол.

Александр Федорович, поразмыслив да посоветовавшись с супругой, поддержал Великого князя Владимирского и Московского Василия Васильевича Темного, внука князя Дмитрия Ивановича. Противостояли Василию Васильевичу его родной дядя Юрий Дмитриевич и двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

Зимой 1435 года Василий Юрьевич Косой в сражении между селами Козьмодемьянским и Великим неподалеку от Ярославля потерпел поражение от ратников великого князя Василия Темного.

Косому удалось спасти часть войска и отступить к Вологде, которая была успешно Василием Юрьевичем захвачена. Немного позднее Косой смог захватить и Кострому и уже поглядывал на Ярославль, тем более, что на помощь Василию Юрьевичу стремились вятские ушкуйники.

Ушкуйники — вольные, суровые люди, промышлявшие грабежом торговых судов и прибрежных городов и деревень. Не гнушались вятчане и наемничества — за деньги сопровождали речные караваны новгородских купцов и бояр, участвовали в междоусобицах на стороне того или иного князя.

Александр Федорович Брюхатый также ждал подмогу: в Ярославле ожидали прибытия войск великого князя. В ожидании помощи ярославский князь с семитысячным войском разбил лагерь напротив города в устье реки Которосль.

Это была фатальная ошибка Брюхатого, ведь вятские ушкуйники умели практически бесшумно и невероятно быстро передвигаться как по воде, так и по суше, неся лодки на плечах.

Среди ночи ушкуйники на лодках причалили к берегу Которосли и внезапно появились прямо в тылу ярославцев. Много ярославичей было перебито во сне. Ворвались ушкуйники и в шатер Александра Федоровича. Князь с княгиней были схвачены непосредственно на ложе.

Получив столь ценную добычу, ушкуйники погрузились в лодки и на веслах вышли из Которосли в Волгу. Пришедшие в себя ярославцы их преследовали по берегу реки, стреляя из луков.

Стрельба прекратилась, как только ушкуйники пригрозили прирезать князя Александра и его супругу. Ярославцы отступили.

Далее начались долгие переговоры о выкупе. Ушкуйники потребовали 400 рублей — колоссальные деньги по тем временам. Ярославцы скрепя сердце выплатили выкуп вятчанам, но те и не подумали возвращать князя и княгиню.

Александр Федорович и Феодосия были доставлены в Вятку. Здесь княжеской чете был предоставлен терем и, в целом, обращение с Брюхатым и его супругой было вполне уважительным.

В мае 1436 года пришла весть, что под Ростовом великий князь Василий Васильевич наголову разгромил рать Василия Косого и пленил своего злейшего врага. На этом междоусобица была закончена, и вятчане немедленно освободили ярославскую княжескую чету.

Воротившись в родные пенаты, Александр Федорович продолжил княжить в Ярославле как и прежде. Вскоре Феодосия родила ему сына Даниила.

Александру Федоровичу, единственному из оставшихся на Руси удельных князей, было даровано право чеканки собственных монет. На дошедших до наших времен ярославских монетах можно увидеть прижизненные портреты князя Александра — как в профиль, так и в виде всадника.

В 1463 году великий князь московский Иван III Васильевич, сын Василия Темного, за которого Брюхатый в свое время и кровь проливал, и в плену вятском сидел, заставил ярославского удельного князя продать права на княжество. Из Москвы в Ярославль был прислан наместник.

Александр Федорович, все еще считавшийся удельным князем, но никакой властью не обладавший, жил в Ярославле с супругой и сыном. В 1471 году Александр Федорович Брюхатый скончался, а следом преставилась и княгиня Феодосия.

Похоронили пару на территории Ярославского Спасо-Преображенского монастыря — одного из древнейших в России.

Таким образом, Александр Федорович стал последним удельным князем Ярославским. Однако сыну Брюхатого, князю Даниилу Пеньку, довелось все-таки поправить в Ярославле.

В 1496 году Иван III назначил Даниила Александровича наместником в родном городе, но на этой должности князь пробыл всего около года, после чего уехал в Москву, стал московским боярином и вошел в Боярскую Думу.

А Ярославль, в свою очередь, стал неотъемлемой частью формирующегося и набирающего силу Московского государства.

Оцените статью
На ложе захватили
Без стыда и без совести