Женщины находились всегда и везде, стоило Мустафе их только пожелать. Молодые, красивые. Турецкий треугольник Кемаля Ататюрка

Эта история достойна турецкого сериала, душераздирающего и интригующего. Ее мало кто знает, а те, кто с ней знаком, до сих пор не уверены, что в этот день произошло. 21 мая 1924 года перед дворцом Чанкая, резиденцией Ататюрка получила огнестрельное ранение 37-летняя женщина.

Выстрелила ли она в себя сама или это сделал кто-то другой, на протяжении века вопрос остается открытым. Официальное упоминание о Фикрие Оздинджер присутствует лишь в 26 документах, хранящихся в президентском архиве. А ведь она была первой и большой любовью Мустафы Кемаля Ататюрка.

Маленький лидер с большим будущим

Родители будущего турецкого президента Зюбе-де-ханым и Али Риза выбрали сыну судьбоносное имя. Он с детства рос сильной личность. Еще ребенком умел отстоять свое мнение. Гневался так, что, казалось, молнии сейчас полетят из его голубых глаз.

Когда Мустафе было семь лет, умер его отец. Мать осталась одна с двумя детьми на руках и с воспитанием непокорного сына совсем перестала справляться. Мальчику нужна была мужская рука, матери помогал брат с воспитанием, но даже он был бессилен. Апогеем стал побег Мустафы из школы. Перед этим он пообещал убить учителя.

Ситуацию спас случай. Однажды Мустафа увидел на улице курсанта из военного училища. Мустафе так понравился парадный мундир, что он заявил, что станет военным. Никогда не стремившийся к учебе, мальчик стал готовиться к поступлению в военную школу. Родственники только посмеивались, но они недооценили одно качество Мустафы: его упорство.

Если он решил что-то сделать, то ничто его остановить не могло. Мустафа стал готовиться к экзаменам и сдал их на отлично. Будучи уже курсантом военной школы в Салониках, делал блестящие успехи в математике, за что получил от учителя прозвище Кемаль, что означает совершенство.

Военная тропа

После военной школы в Салониках Мустафа поступил в Монастир, в военный лицей. Учеба в военном лицее была нелегкой. В нем царила жесткая атмосфера, постоянные драки и унижения со стороны старших. Новобранцы прислуживали старшим, чистили им сапоги.

Мустафе с первых дней нахождения в военной школе приходилось отвоевывать свое место под солнцем. Помогал кинжал, подарок приятеля, который Мустафа захватил с собой. Совсем скоро в лицее именно Мустафа был покровителем всех выходцев из школы в Салониках, защищая их от издевательств.

Каждые каникулы Мустафа ездил в Салоники. Там теперь жила его мать, вышедшая повторно замуж за Рагыба-эфенди. У отчима Мустафы был осиротевшая племянница Фикрие, совсем еще маленькая. Тогда Мустафа не замечал восхищенных взглядов девочки.

Да и парень в то время вовсю упивался молодостью: недостатка в женском внимании он не испытывал. Красивый статный Мустафа Кемаль, его чеканный профиль, нарядный мундир и холодный, даже опасный взгляд всегда привлекали противоположный пол.

После окончания военного лицей Мустафа Кемаль отправился учиться в Академию Генерального штаба, главное военное заведение Османской империи. И здесь, в Стамбуле, в Мустафу влюблялись женщины.

Роковой роман с Фикрие

Уже во время учебы Мустафа Кемаль участвовал в революционных обществах, за что сразу же, по окончании Академии, был арестован. Потом были долгие годы службы, войны, разные города и страны. Примерно в 1913 году, спасаясь от войны, семья его матери переехала в Стамбул. Тогда-то Мустафа и увидел во второй раз Фикрие, которая жила в семье матери Кемаля.

Теперь перед ним стояла красивая девушка, безнадежно с самого детства влюбленная в красивого офицера. В этот раз дрогнуло и сердце Кемаля. Шестнадцатилетняя Фикрие не смогла устоять перед тем, кого любила столько лет. Девушка на выданье, Фикрие могла бы выйти замуж, но предпочла отдаться красивому турку, который и думать не хотел о семье.

Турцию в это время охватила революция, и Кемаль вместе с однокурсником по академии Энвером-пашей, вовсю рвался к власти. К тому же у Кемаля была в Стамбуле женщина, вдова его друга Юмера Лютфи. Юмер погиб на Балканах, а жена его Корине посчитала, что должна оказать другу покойного мужа более теплое внимание.

Тем временем Кемаль стал военным атташе в Болгарии и даже пытался жениться на дочери тамошнего военного министра. Но генерал Ковачев сказал, как отрезал, что турецкий мужчина его дочери не пара. А сам Кемаль решил, что женой его станет только турчанка.

Путь к власти

В 1914 году началась Первая Мировая война. Османская империя воевала за Германию. К Стамбулу подступали британские войска. За эту войну Мустафа Кемаль понял многое. В прошлом остались военные парады, балы, приемы, красивые барышни, сами вешающиеся ему на шею.

Он видел, как в секунду человек становится фаршем. Казалось, что трупный запах он не забудет никогда. Эта война стала концом для Османской империи и началом для великого пути Мустафы Кемаля. Младотурки, устроившие революцию, бежали из страны.

Стране же нужен был лидер. И молодой, смелый, решительный Мустафа Кемаль, национальный герой, казалось, был рожден для этой роли. Сначала он стал генералом. Под его руководством Османская империя была очищена от оккупантов.

Он создал в Сивасе национальное правительство. А в 1920 году в Анкаре было созвано Великое национальное собрание, на котором Кемаль был провозглашен первым президентом Турции.

Все эти годы, пока Мустафа Кемаль метался по полям сражения, горам, проливам и пустыням, Фикрие терпеливо ждала его в доме его матери. Она была единственной женщиной, которая ничего у него не просила.

Она была словно его тенью, без которой он уже себя не мыслил. Когда Кемаль вернулся в Стамбул, он приехал к матери, забрал Фикрие и увез в свою квартиру. Все время, что она жила с ним, она не задавала никаких вопросов. Даже в то время, когда на горизонте появлялась очередная хорошенькая женщина, Фикрие молчала.

В 1920 году он привез Фикрие во дворец Чонкая, в котором она, видимо, надеялась стать полноправной хозяйкой. Будучи всегда рядом, Фикрие, тем не менее, так и не была официальной женой Кемаля, за что получала порции ненависти и презрения от окружения.

А через время Фикрие заболела туберкулезом. Кемаль делал все, чтобы помочь ей, показывал лучшим врачам. Именно по их рекомендациям он отправил Фикрие на лечение в Берлин. По роковому совпадению именно в день отъезда Фикрие он встретил Латифе.

Первая леди Турции

С первого взгляда Мустафа Кемаль поняла, что это та, которой суждено стать его женой. Она была такой, о которой он мечтал: молодая, с эффектной внешностью, изящная, образованная. И, самое главное, Латифе была девственницей, как и положено по турецким законам.

Будучи уже генералом, Мустафа Кемаль прекрасно понимал Латифе. Молодая красавица прибыла в Стамбул специально, чтобы поблагодарить его за то, что он освободил ее город от греков-оккупантов. Легким кокетливым движением она показала ему, что носит его портрет в медальоне на своей груди.

Конечно, Кемаль понимал, что женщина расчетлива и амбициозна. Но ведь он и сам был такой, готовый идти на все ради достижения цели. Именно расчетливости и амбициозности так не хватало в мягкой домашней Фикрие.

Сделав столицей Турции Анкару, Кемаль поселился во дворце Чонкая. Еще оставались в стране проблемы в виде последних недовольных анкарских повстанцев, от которых Кемаль вскоре избавился. И вскоре во дворце в честь освобождения был устроен торжественный прием, хозяйкой которого стала Латифе.

Недолго откладывали и свадьбу, о которой Фикрие узнала из газет. Честно говоря, Кемаль даже радовался, что у его бывшей возлюбленной туберкулез и что она сейчас в Берлине. Это давало ему некую отсрочку и время от нее избавиться как можно безболезненнее. Мустафа Кемаль не ожидал, что его тихая, никогда не подающая голоса Фикрие поступит так, как поступила.

Трагедия

Фикрие сбежала из Берлина и вернулась в Турцию. Тогда Мустафа Кемаль написал ей письмо, в котором запретил ей приближаться к Анкаре. Но Фикрие, обычно не смеющая ему возразить, ослушалась. Она приехала в Анкару.

Фикрие бы никогда ничего не попросила у Мустафы Кемаля. Скорее всего, она бы даже согласилась на унизительную роль любовницы. Но Мустафа понимал, что Латифе на это не пойдет. К тому же ему, как президенту, такие слабости теперь были непозволительны.

А Фикрие не нашла для себя другого выхода, как уйти из жизни, застрелившись. Она выстрелила себе в грудь прямо у стен дворца Кемаля. Еще девять дней пролежала в больнице Анкары.

Напрасная жертва

Спустя много лет Мустафа Кемаль признался, что такой глубокой привязанности, как к Фикрие, он не испытывал ни к кому. С Латифе он прожил всего два года, после чего развелся. Она оказалась хитрой, мелочной, взбалмошной и безобразно ревнивой. А ведь именно Фикрие могла бы стать достойной Первой леди Турции.

После смерти Фикрие Кемаль прожил еще пятнадцать лет, за которые он трижды избирался президентом. Воспитал двоих приемных дочерей, одна из которых стала профессором Анкарского университета, а другая — первой летчицей-турчанкой. Именно ее имя носит аэропорт Сабиха Гёкчен.

Сам Кемаль больше не женился, направив всю энергию на строительство и процветание Турции. Недаром в 1934 году ему присвоили фамилию Ататюрк – отец всех турков.

Оцените статью
Женщины находились всегда и везде, стоило Мустафе их только пожелать. Молодые, красивые. Турецкий треугольник Кемаля Ататюрка
Земфира, о которой стали забывать