Её лицо заново собирали восемь раз

Красная полоса тянулась за санками. Они неслись с немыслимой скоростью, сопровождаемые диким криком. А потом всё затихло. Когда родные подбежали, Вера уже потеряла сознание. С тех самых пор красивая девушка могла навсегда забыть про балы и приёмы. Её лицо заново «собирали» восемь раз.

— Лучше уехать на юг. – Говорили богачу Мухину. – Кто знает, нет ли опасных зёрен чахотки в этих малышках?

Игнатий Кузьмич согласно кивнул. Теперь, когда его жена умерла, он должен был позаботиться о детях. Двухлетняя Вера и старшая Маша выглядели вполне здоровыми, но отец все же перевез их из Риги в Феодосию. В 1891-м году ему надо было начинать жизнь заново.

Мухины были богатыми людьми. Они владели лесопилкой, складами, торговали пенькой, из которой делали корабельные канаты. Бизнес процветал, поэтому девочки ни в чем не нуждались. Они жили в большом красивом доме, опекаемые прислугой, ходили в гимназию, брали уроки живописи и игры на фортепиано…

В 1904-м году их уютный добрый мир разрушился: Вера и Маша осиротели. Заботу о них взял на себя дядя, он же велел девочкам собираться к нему, в Курск. Прощаясь с Феодосией, сестры плакали: как они были счастливы в этом теплом краю!

Дядюшка Иван Кузьмич был человеком строгих нравов и никогда не вступал в брак. Но к племянницам отнёсся, словно к родным дочерям. Да, он не баловал девочек и не поощрял праздность, не понимал их увлечение рисунком, но и не препятствовал увлечению.

Когда с учебой было покончено – Вера завершила гимназический курс – Мухины отправились в Москву. Теперь они были самостоятельными взрослыми девушками, имевшими свои планы на жизнь. Поселившись на Пречистенском бульваре, в первую очередь выяснили: где собираются местные художники?

Вера была очаровательна в свои двадцать лет. Темные локоны были взбиты в высокую прическу по последней моде, глаза сияли… Она грациозно двигалась и быстро стала звездой московских балов. О, как она любила танцы! Как ей нравилось, что сердце бьется в такт музыке, что кавалер кружит ее по паркету…

Дядюшку навещали по праздникам, и на Рождество 1911 года тоже засобирались к нему, только на Орловщину. Там, в большом имении, традиционно собиралась вся многочисленная родня. В один из дней кто-то предложил катание на санках, и эту идею радостно подхватили.

Вера, хохоча, взобралась на салазки и полетела вниз с высоченной горы. Это был крутой склон, приходилось лавировать между редкими деревьями, но она делала это не первый раз.

А потом раздался крик. А потом за санками поползла красная полоса… Когда родственники и прислуга добежали до спуска, Вера лежала в снегу. Она тяжело дышала. Но самое страшное было не в этом. У нее не оказалось носа! Кривая ветка, торчащая из снега, сработала не хуже ножа.

Она плохо помнила последующие дни: какую-то суету, боль, все как в тумане. Веру привезли в больницу, чтобы пришить то, что она потеряла… Едва оправившись, девушка попросила зеркало и закричала. Это было не ее лицо! Она была красавицей! А теперь?

Иван Кузьмич держался за сердце.

— Мы что-нибудь придумаем, Верочка. – Бормотал он. – Отвезем тебя… Может быть, в Париж?

Поездка была задумана с двойной целью: развеяться и показать Веру заграничным специалистам. Преодолеть последствия той гонки на санках удалось только с восьмого раза. Ее лицо собирали заново! Чтобы Вера меньше думала о своем состоянии, ее познакомили со скульптором Бурделем, который учился у самого Родена.

И как раз в его мастерской Вера окончательно поняла: это для нее! Живопись была интересна ей, но вот скульптура – намного больше! Бежали месяцы, дядюшка не торопил Веру с возвращением…

В 1914-м её сестра выходила в Москве замуж, и Вера поехала на эту свадьбу. А назад, во Францию, как планировала, уже не вернулась: началась Первая мировая. Молодая Мухина, как многие девушки ее времени, решила выучиться на сестру милосердия. Почти три года она проработала в госпитале, и временами буквально падала от усталости.

Один раненый, о котором она заботилась, привлек ее внимание особенно: молодой врач Алексей Замков. Он тяжело восстанавливался, и не мог налюбоваться на своего ангела, который так много сделал для его выздоровления… Этот человек и стал любовью Веры, а в 1918-м она вышла за него замуж.

Они были теми самыми противоположностями, которые притягиваются друг к другу. Он – яркий, энергичный, смелый. Она – романтичная, спокойная. Но взгляды на жизнь у них оказались одинаковыми, и революцию они восприняли оба с энтузиазмом. Семья Веры успела уехать за границу, и звала её с собой, но она всякий раз отказывалась.

«Вы не понимаете, — писала Мухина родным, — здесь происходит все самое настоящее и самое главное теперь».

Уже в 1918-м году Вера получила заказ на памятник для публициста Николая Новикова, который хотело поставить новое правительство. К сожалению, довести до конца это дело не удалось – в морозы следующей зимы глиняный макет растрескался, а потом надобность именно в этом монументе отпала.

Зато появилась другая затея – преобразить города в соответствии с новыми веяниями. Убрать из них все царское, все прежнее… Вера была воодушевлена этим проектом.

А Замков, тем временем, трудился над своеобразным «эликсиром молодости». Он изобрел гравидан, который давал некоторый эффект, и получил должность в Государственном институте экспериментальной биологии. Но к научным прорывам в ту пору относились с большим подозрением, так что муж Веры Мухиной со временем лишился своей работы.

Тогда Алексей Замков решил действовать «в обход»: разрабатывать препарат… за границей. Он хотел покинуть Советский союз с семьей, но этот план провалился. Их сняли с поезда, когда тот уже тронулся. Замкова приговорили к конфискации имущества и трем годам ссылки.

За Замкова заступился Максим Горький, и в этом было его спасение. Именно знаменитый писатель уверовал в талант и возможности учёного. Ссылка еще не закончилась а мужа Мухиной уже вернули назад. Да еще и дали ему возглавить специально созданный Государственный институт.

Вера к тому времени уже успела прославиться. Она оформляла павильоны и получила Гран-при на Парижской выставке женской одежды. Новаторский подход Мухиной плюс талант императорского модельера Ламановой – и получилась удивительная коллекция!

Да, пуговицы из хлебного мякиша. Да, краска, полученная из гороха. Зато это свежо и ново! Потом была статуя Крестьянки, показанная в Риме, преподавание лепки…

Лицо ее – собранное восемь раз – давно потеряло девичью нежность. Мухина не раз говорила, что у нее грубая внешность, посмеивалась над этим. Но она помнила себя ТОЙ. Другой. ДО всего. И порой ей снилась девушка, которая еще не села в санки. Один спуск – и жизнь переменилась навсегда!

Работа была смыслом ее жизни. Когда ей предложили создать монументальную статую, Вера горячо принялась за работу. Она хотела воплотить настоящую античную скульптуру, выразительную, точную… Однако ее пыл остудили.

— Вашему рабочему нужны… — Комиссия мялась.

— Брюки? – Расхохоталась Вера.

Она одела рабочего в брюки. И в 1937 году знаменитая статуя была готова. Возможно, вы видели ее? Я – многократно. Она потрясает масштабом и силой!

«Стояла юбка девушки величиной с дом, — рассказывала Вера Мухина. — Внутри были набиты скобы, и мы, работая, лазили по ним, точно пожарные. Замечательно красиво, бывало, ночью — свет от сварки, искры. Помню картину: по цеху плывет сверкающий шарф, а на нем рабочий, как викинг».

Скульптура была показана на Всемирной выставке в Париже и произвела там ошеломляющий эффект. В ней содержалось все: новаторство, динамизм, стремление ввысь, дерзкий вызов…

Алексей Замков нервничал: в том злосчастном году было арестовано несколько его знакомых и друзей, брат – расстрелян. Снова появились сомнения в его профессионализме и институт закрыли. Вера была на вершине славы, а у ее мужа случился инфаркт. Здоровье с тех самых пор было подорвано навсегда, и в 1942-м году Замков скончался.

Вера пережила мужа на одиннадцать лет, успев сделать еще очень много. У неё был единственный сын, Всеволод. Известно, что он окончил физфак МГУ, а вот его дочь уже училась в Высшем художественно-промышленном училище имени… Мухиной.

Да, есть еще любопытная история о наследстве Веры Мухиной. В 1937-м она получила известия, что после смерти родственника в Латвии ей принадлежит 4 миллиона лат. Могла ли советская женщина получить такие деньги? Вера не стала даже выяснять. Она отказалась от этого имущества.

Другая интересная деталь, связанная с именем Мухиной – создание знаменитого граненого стакана. Да, именно тот, что мы знаем сейчас был разработан ею. Однако стаканы с гранями (разного количества) появились намного раньше.

Стакан, Рабочий и Колхозница… Это самые известные вещи о Вере Мухиной. О женщине, которая слепила новый мир. А было бы все это, если бы она однажды не села в те самые санки?

Оцените статью