— Настя, ты сегодня великолепна! – Андрей восхищенно смотрел на спутницу. Вот только Настя улыбалась кавалеру механической улыбкой. Все ее внимание было приковано к Никите.
— Никита, давно хотела тебе сказать одну вещь. Можешь выйти со мной на площадку? – голос Насти звучал так напряженно, что и Никита и Андрей поняли, сегодня все решится…
Дитя гения
Младшая дочь гениального артиста Александра Вертинского и его супруги Лидии Циргвава появилась на свет в столице СССР. Родители старались уделять внимание обеим дочерям в равной степени. Вот только Настя с детства вбила себе в голову, что старшую Марианну любят немножечко, но больше нее.
«Папа называл Машу Биби. А меня – Настенька. Я была возмущена. Потому что Марианной можно было назвать только ту, которую любишь. А кого ненавидишь – только Настенькой. У нас все уборщицы в школе были Настеньки», — вспоминала актриса спустя годы.
Поводом для обид могло быть что угодно. Отец дарил дочерям двух кукол, но в платьях разного цвета. И, конечно же, Настя была уверена, что ей досталась та, что хуже.
В просторной квартире Вертинских роль хозяйки выполняла бабушка, мать Лидии. По словам Анастасии, мама к бытовым делам и готовке даже не притрагивалась.
Дочерей в семье Вертинских воспитывали в лучших дворянских традициях. Их баловали, у сестер всегда было все самое лучшее. Но в один «прекрасный» день отец семейства решил пересмотреть систему воспитания дочерей.
…Настя и Марианна опять заспорили, в этот раз они не поделили лежащие на столе карандаши. Обеим сиюминутно потребовался зеленый карандаш, и ни одна из сестер не готова была уступить его. В пылу ссоры девочки даже не заметили, что отец давно и пристально за ними наблюдает.
— Лилечка, дорогая, тебе не кажется, что мы воспитываем наших двух стерв не как советских гражданок? – этот вопрос был задан совершенно миролюбивым тоном, но у Марианны и Насти одновременно пробежали мурашки по спине.
Лилечка мужа поддержала, и уже летом сестры Вертинские отправились в пионерский лагерь. Им снарядили по большому немецкому чемодану дорогих платьиц, воротничков, кофточек.
Из лагеря девочки вернулись с одним потрепанным чемоданом, в котором лежала лишь одна полинялая майка. Сестры, сходу осыпав родителей не самыми лицеприятными словами, бросились на кухню поедать вкусности. Отец, ошарашенный заперся в кабинете, а мать еще долго отпаивала его валерьянкой.
«Нас снова отдали на воспитание к боннам, но было поздно», — вспоминала Анастасия.
Время шло, девочки росли, получая лучшее образование, доступное в столице страны. Настя долго не могла определиться с будущей профессией.
Сначала она мечтала стать балериной, но высокий рост и крупная кость сделали свое дело. В группу по классической хореографии ее не приняли.
Вертинская планировала стать переводчицей и ничего не мешало исполнению этой мечты,… но до тех пор, пока в пятнадцать лет Настя не попала на съемочную площадку. С этого момента ее жизнь круто изменилась…
Эй, Ассоль!
Все было готово к началу съемок «Алых парусов». Вот только режиссера Александра Птушко не впечатляла Людмила Гурченко, главная претендентка на роль Ассоль. Она выглядела недостаточно убедительно в роли наивной деревенской простушки, верящей в сказку.
Птушко был знаком с Вертинскими. Режиссер интуитивно чувствовал, Настя – то, что нужно. Он пригласил ее на пробы, и она явилась в съемочный павильон сразу после школьной тренировки по баскетболу прямо в тренировочном костюме.
С короткой стрижкой и в костюме девочка не оправдала ожиданий Птушко. Тогда он отправил ее к гримерам и костюмерам. Те «поколдовали» над образом актрисы, надели на нее парик с длинными волосами, легкое платье. Теперь никто не сомневался, перед ними вылитая Ассоль.
Съемки прошли налегке, вот только озвучить свою героиню девушка не сумела – не хватило опыта. Поэтому Ассоль в фильме говорит голосом Нины Гуляевой.
Следом были съемки в «Человеке-амфибии», которыми Настя лишь укрепила первоначальный успех.
Коренев вспоминал, на момент съемок «Человека-амфибии» Вертинская была совсем ребенком, училась в девятом классе. Днем снимали картину, а по ночам исполнители главных ролей отправлялись в бассейн и учились плавать.
Как раз в это время шли выпускные экзамены в школе. Режиссеру удалось договориться, что экзамены у Насти примут в бакинской школе, поскольку именно в Баку работали над картиной.
Владимир Борисович вспоминал: «Смешно теперь вспоминать, как она выскакивала в коридор, я ей что-то говорил из того, что помнил еще со школы, и она бежала на экзамен».
Что и говорить, но о таком успешном старте в профессии можно было только мечтать. Вот только две эти роли сыграли с Настей злую шутку. Она надолго застряла в образе невинной девы с удивленными глазами. Да, героинь-колхозниц и сталеварш ей не было суждено исполнять.
Конечно, она дочь Вертинского!
Безусловно, после столь громкого успеха в кино Настя и думать ни о чем больше не могла. Тем более ее, вчерашнюю школьницу, сразу приняли в театр Пушкина. Руководство даже не стало ждать, пока девушка хотя бы поступит в театральный. И здесь, как раз вышла заминка…
После школы она отправилась в «Щуку». Вот только фурора произвести не удалось. Настя провалила все вступительные испытания. Лишь потому, что члены приемной комиссии видели ее работу в кино, экзамен разрешил сдать повторно.
Она училась самозабвенно. Но даже успех в двух фильмах не уберег ее от шепота за спиной, мол, это не Настя такая талантливая, это папа у нее такой знаменитый и всемогущий. Конечно, актрисе было чрезвычайно обидно.
— Они за моей спиной сплетничали, а потом кто-нибудь «добренький» мне все в слово передавал, — вспоминала актриса.
И все же своим главным дебютом в кино актриса всегда называла картину «Гамлет». Тогда она уже училась в театральном, а образ Офелии был чрезвычайно сложным. Работу актрисы Вертинской оценили так высоко, что она даже получила специальный приз Венецианского фестиваля.
Разборчивая невеста
Что греха таить, но Настя не была обделена мужским вниманием. Ухажеров у нее было достаточно. Одним из них стал однокурсник Никита Михалков. Между молодыми людьми быстро закрутился бурный роман. Вот только этим отношениям не суждено было быть долгими. Настя ушла от Никиты, увлекшись Андрюшей Мироновым.
Никита сильно страдал из-за ветрености любимой, и мучительно переживал расставание. На его счастье, роман с Мироновым очень скоро себя исчерпал, и Настя вновь вернулись к нему.
Марианна, сестра актрисы, рассказывала: «Она обещала выйти за того, кто первый принесет сиреневую орхидею. Спор выиграл Миронов, а замуж Настя все равно вышла за Михалкова. А Андрюша плакал в «жилетку Голубкиной».
На этот раз Михалков не стал упускать свой шанс, а очень скоро пролетела весть, что Настя в положении. Правда, к женитьбе новое положение дел влюбленных не подтолкнуло. Пара распишется, когда их сыну исполнится полтора года.
Собственного жилья у супругов не было, приходилось скитаться по друзьям. Вот только отношения и чувства были сильнее проблем. Увы, когда общему сыну было три года, супруги решили расстаться.
Почему? У Насти и Никиты были разные взгляды на будущее. Никита мечтал видеть жену хранительницей очага, а Анастасия не желала отказываться от собственной карьеры.
Вертинская вспоминала: «Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. А Никита, конечно же, шел своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины – сидеть на даче и рожать детей».
Расставание с супругом далось непросто, но им удалось сохранить теплые отношения.
Не хочу вспоминать об ЭТОМ
Весьма любопытным образом Анастасия Вертинская рассказывала и о своих отношениях с Градским. Если он буквально боготворил свою избранницу и всегда с особым теплом вспоминал о ней, то актриса так и не смогла ответить ему взаимностью.
Несколько лет пара прожила вместе, они даже узаконили свои отношения. При этом Вертинская Градского своим супругом никогда не считала. Слишком разными они оказались. Про годы с певцом он вспоминать не любит. Уверяла, что брака между ними не было вовсе.
Он – гений
Ефремов притягивал к себе женщин как магнит. Они готовы были терпеть от него измены, пьянство. Настя тоже подпала под очарование актера. Вот только ничего хорошего из этого романа не вышло.
Их любовь длилась долгие годы. Но Олег был женат и уходить не собирался. К тому же на заднем фоне за Ефремовым всегда маячила Ниночка Дорошина, с которой худрук периодически то сходился, то расходился.
В какой-то момент Ефремов решил жениться на Вертинской и даже развелся с женой. Вот только Насте эти отношения уже не были нужны.
С Мишей Козаковым тоже отношения не сложились. Миша неровно дышал к актрисе еще со времен съемок «Человека-амфибии». Вот только тогда Настя не обратила на него внимания. Зато во время работы над «безымянной звездой» экранный роман перерос в нечто большее.
Миша ушел от жены и переехал к Насте. Вот только, вопреки его ожиданиям, возлюбленная отказала ему в спальне, сообщив, что это может травмировать психику сына. Мише постелили на кухне. После нескольких таких ночевок Миша понял, отношения с Вертинской – не его история.
Забвение
В восьмидесятые годы Настя вдруг уходит из театра и уезжает преподавать актерское мастерство в Оксфорд. Этим поступком она шокировала друзей и родственников. Ведь уходила она с ведущих ролей. Добиваясь таких высот за них держатся. А Настя вот так просто от всего отказалась разом.
Преподавала Вертинская в Париже, Швейцарии. Так прошло двенадцать лет.
Актриса вернется в Россию, но в кино она практически не снимается. Признается, нет интересных предложений. Театр тоже ее не волнует. Она посвятила себя воспитанию внуков. Единственный сын Анастасии успел подарить ей уже четверых внуков, а несколько лет назад она стала прабабушкой.
В последние годы одна из самых красивых советских актрис предпочитает проводить время с семьей, заведует ресторанами сына. Уверяет, от одиночества она не страдает.