Она удивляется

Встречаясь с графиней, придворные опускали глаза и хихикали: «Она еще и удивляется!» Корсету и пышной юбке не удавалось скрыть заметно округлившегося живота и раздавшейся талии. А вскоре фрейлина и вовсе исчезла из дворца.

Екатерину Федоровну жалели, глупо было с ее стороны поверить, что она может стать родственницей императрице Александре Федоровне, слишком романтичная девица забылась. Посмеивались и над ее маменькой.

 «Госпожа Хитрово имеет вид серого торгаша, который ездит по всем ярмаркам, чтобы за хорошую цену продать свой товар, который заключается в двух прелестных дочерях».

После смерти супруга, вдова Хитрово осталась почти без денег. В уплату долгов ушли остатки былого состояния, даже коллекцию антиков пришлось продать.

Но у Елизаветы Михайловны были две дочери от первого брака – Екатерина и Долли, вот они то и составляли ее надежду на обретение благополучия. Внучки фельдмаршала Кутузова были бесприданницами, но очаровательными бесприданницами, фрейлинами при императрице Александре Федоровне.

Однажды императрица взяла Катеньку фон Тизенгаузен с собой в поездку. Отправляясь навестить брата, Александра Федоровна и предположить не могла, к каким последствиям путешествие приведет.

Фридрих Вильгельм IV не на шутку увлекся фрейлиной сестры. Под пристальным взглядом матушки Катенька бледнела, дрожала и едва не теряла сознание в обществе короля. Его галантность, благородство, прекрасный профиль и огненный взгляд, такой уверенный и решительный, все покорило ее.

Не ускользнула взаимная симпатия двух молодых людей ни от Александры Федоровны, ни от других придворных. Поговаривали, что принц всерьез обдумывает морганатический брак с русской графиней.

Но никто не был удивлен, когда Елизавета Михайловна снисходительно объясняла: «Поймите вы короля! Вы же, однако, видели, как он был влюблён в мою дочь; но это был бы неподходящий брак для внучки генерала Кутузова».

В тоже время не удалось госпоже Хитрово организовать и другую партию для дочери. Она рассчитывала выдать ее замуж за барона фон Хюгель. Казалось, все уже слажено, Екатерина приняла предложение от барона, но всего через несколько месяцев помолвка была расторгнута. Незадачливый жених влюбился в другую, правда в результате был отвергнут.

Императрица Александра Федоровна сохраняла благосклонность к своей фрейлине, что породило немало слухов. Особенно громко стали шептаться и сплетничать, когда в 1826 году Елизавета Михайловна Хитрово привезла в Россию мальчика.

Отчество ребенок получил по имени своего крестного, коим был сам император Николай I. Звали ребенка Феликс, что означает «счастливый, удачливый». А после смерти матери, заботу о мальчике переняла Екатерина Тизенгаузен.

Обелиться от сплетен о том, что мальчик ее незаконнорожденный сын, а отец его – прусский король, девушке так и не удалось. Происхождение фамилии мальчика Эльстон объясняли французским выражением «Elle s’etonne» — она удивляется.

Кто были настоящие отец и мать Феликса Николаевича Эльстона осталось загадкой. Одни считали, что тайну эту знал император, ежели дал мальчику свое отчество и стал его крестным, другие утверждали, что отец его прусский король, а мать фрейлина Тизенгаузен.

Называли отцом ребенка и барона Хюгеля, а его матерью мать Екатерины, госпожу Хитрово. Сам Феликс Николаевич всю жизнь был благодарен Екатерине Федоровне за заботу и ласку.

С ранних лет готовили мальчика к военной карьере, окончив военное училище в чине прапорщика он отучился после в артиллерийской академии и служил в лейб-гвардии. На полях сражений проявлял отвагу и завоевал репутацию смелого и храброго командира.

В 1856 году Феликс Николаевич женился на графине Елене Сумароковой.

Отца невесты не смутило неясное происхождение молодого человека, более того, он получил у государя разрешение передать зятю свою фамилию и титул, так Феликс Николаевич стал графом Сумароковым-Эльстон, эту двойную фамилию унаследовал его сын Феликс Феликсович, принесший клятву никогда не допытываться и не искать правды о своем происхождении.

Со временем, сын таинственного графа, Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон и сам сделает блестящую партию, и ему, как некогда отцу, позволят присоединить к своей фамилии и титулу фамилию и титул жены, дабы не прервался ее род. Ведь женой его станет самая блестящая наследница Российской Империи, красавица Зинаида Николаевна Юсупова.

Их сын Феликс Юсупов, оставивший подробные воспоминания, тайны деда так и не узнал: «Дед – Феликс Эльстон, умер задолго до моего рождения. Говорят, отец его был Прусский король Фридрих Вильгельм IV, а мать – фрейлина его сестры Императрицы Александры Федоровны.

Та, поехав навестить брата, взяла с собой фрейлину. Прусский король так влюбился в сию девицу, что даже хотел жениться. Одни говорят, что и женился морганатическим браком, другие утверждают, что девица отказала, не желая расставаться с Государыней, но короля все же любила, и что плодом их тайной любви и был Феликс Эльстон…».

Что касается Екатерины Тизенгаузен, она так и не вышла замуж. Будучи близкой подругой императрицы Александры Федоровны, служила ей в качестве камер-фрейлины, а после служила еще двум императрицам.

Покровительствовала писателям, организовала нечто вроде салона, где собирались творческие и мыслящие люди. «В своём глубоком кресле, графиня — ей было под 80 — тонкая, немного высохшая, но всегда приветливая, и приветливая искренно, от самого сердца, — всех принимала с одинаковой улыбкой».

Оцените статью