В Новосибирске она считалась первой красавицей школы №29, где училась, в столичном ГИТИСе — первой красавицей института. На четвертом курсе снялась в масштабной киноэпопее «Хождение по мукам» в роли Даши.
Дальше было замужество по любви и рождение дочери, еще позже — один из лучших театров страны «Ленком», где за молодой красавицей-актрисой стал ухаживать Александр Абдулов. Описание похоже на сказку, не так ли? Но мало кто знал, что происходит на самом деле.
Ирина Алферова однажды сыграла Снегурочку в новогоднем фильме. И зрители не подозревали, что переживает в реальной жизни самая красивая советская Снегурочка.
Мама занималась неженской профессией
В семье Алферовых с дочерями Татьяной и Ириной не сюсюкались. Мама Ирины Ивановны Ксения Архиповна, которой уже за 100, и сегодня производит впечатление дамы суровой. За словом в карман не полезет!
Одной фразой старшая-Алферова может приложить так, что мало не покажется. При этом предельно вежливо. А в глазах читается мудрость человека, многое пережившего.
— Мы с мужем Иваном Кузьмичом понимали, что дочери у нас обе симпатичные. Но это не было темой семейных дискуссий, — как-то разоткровенничалась Ксения Архиповна с журналистами. — На первом месте для нас стояла работа. Задачей дочек было хорошо в школе учиться и по дому помогать.
Занималась Ксения Архиповна совсем неженской профессией — адвокат в Новосибирске. Вела в том числе уголовные процессы, общаясь с людьми, преступившими закон. Супруг ее Иван Кузьмич трудился в уголовном розыске. Однажды с сослуживцами преследовали банду на железнодорожном вокзале.
Завязалась рукопашная — один из бандитов столкнул Алферова под проходящий поезд. Было ему тогда чуть за тридцать. Остался жив, но отрезало обе ноги выше колена. Со службы пришлось уйти. Сильный человек! Пережить такое и найти себя в другой жизни, работать, выучившись на юриста, это дорогого стоит. Здоровье вот только подводило.
Ирина с сестрой делали все, чтобы родителей не огорчать, понимая, как обоим нелегко.
— Я, бывало, приеду из командировки (а уезжать по работе маме приходилось на несколько дней) — в квартире прибрано, полы намыты, даже картошка сварена на ужин: Таня с Ирой постарались. Но как могут помыть две школьницы? Мне приходилось перемывать, — с улыбкой вспоминает Ксения Архиповна.
Подчеркивает, что дочери росли дружными, но совершенно разными. Старшая Таня в школе налегала на точные науки. Младшую Иру, хотя и неплохо она училась, увлекла самодеятельность — занималась в школьной театральном кружке. Татьяна в итоге пошла по родительским стопам, став юристом.
Ирина в последнем классе школы смущенно призналась маме, что хотела бы попробовать поступить в театральный. В Москву.
«В этой руке было все — и страсть, и нежность»
Свой переезд в столицу Ирина Алферова в интервью называет самым смелым поступком в своей жизни. Скромно умалчивает, что вместе с ней отправись и ее строгая мама!. Помогала готовить программу, подбадривала — «Смелее! Все получится!»
Получилось — девушка поступила в ГИТИС. Мама нашла для нее частную квартиру, не в общежитии же жить скромной и домашней Ирочке. Ксения Архиповна вернулась в Новосибирск к мужу, а Ирина осталась в столице.
Позже педагоги скажут, что взяли ее «авансом»: красивая девочка, лирические героини всегда нужны. В студенческих этюдах ей доставались роли соблазнительниц — но Ирина была молода, в любовных делах не опытна, не умела играть того, что не испытала еще в жизни, робела. В конце первого курса ее даже чуть не отчислили за профнепригодность.
— Одна из главных проблем Ирочки — это ее стеснительность — считает Ксения Архиповна. Кроме того, она очень требовательна к себе. Но как раз это качество лично я отрицательным не считаю.
Вот только людям с более отношением к жизни легче живется! Перешагни через неудачи да забудь. Но Ирина носила в себе и подолгу переживала. Сколько слез было выплакано в подушку!
В ГИТИСе к последнему курсу она сумела стать одной из лучших студенток, трудолюбием и старательностью. Так что ее брали почти все столичные театры. А кинорежиссер Василий Ордынский предложил роль Даши в «Хождении по мукам».
Ирина снялась — и в одночасье стала звездой всесоюзного масштаба. Однако не загордилась, звездная болезнь ей была неведома. Она мечтала о тихом семейном счастье.
Бойко Гюров учился в МГИМО на дипломата, был сыном высокопоставленного чиновника из Болгарии. Ирина и Бойко влюбились друг в друга — первое чувство, и счастливо все сложилось: поженились, переехали в Болгарию, появилась на свет дочь Ксения.
Ирина назвала ее в честь мамы. Но жить в другой стране, не имея возможности состояться в любимой профессии, оказалось невыносимо. И вот развод. Ирина Ивановна вспоминала, что резали тогда по живому. Дочке было всего два годика.
Ирина вернулась в Москву, и на ее счастье пришло приглашение работать в «Ленкоме». В этом театре она найдет любовь, которая станет самой значимой в жизни, еще сломает творческую судьбу и почти потеряет веру в себя.
Александра Абдулова Ирина впервые увидела на «ленкомовской» сцене в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Спустя год вспоминала: «Взгляд упал на его огромную руку, скользящую по партнерше…
В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и нежность, и что-то такое, что мне нужно было в этой жизни. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах», способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов».
Словом, влюбилась Ирина сначала в… руку Абдулова.
Мама Ирины Ксения Архиповна вспоминает: «Саша был чудесный парень. Общительный, обаятельный. Я приезжала к ним в гости из Новосибирска — он встречал в аэропорту. Обнимет, потом чемодан мой подхватит:
«Помогу!2, донесет до машины, ехали под его шуточки. Обожал мои пельмени. Когда приезжали на гастроли с театром к нам в Новосибирск, так я им пакетами пельмени домашнего производства носила в гостиницу.
Саша потом шутливо жаловался, мол, все налетели на пельмешки («ленкомовские» артисты: Олег Янковский, Александр Збруев, Николай Караченцов и другие), мне только две штучки и достались»…
«Мушкетеры» для нее — больная тема
Жили Ирина с Александром и маленькой Ксюшей поначалу в театральном общежитии, впоследствии Евгений Леонов помог получить молодой семье отдельную жилплощадь. Вот только с театральными ролями Ирине до обидного не везло.
Абдулов уже был одним из ведущих артистов «Ленкома». А Ирина со своим необыкновенной красоты лицом играла в массовках.
У главного режиссера Марка Захарова были другие фаворитки, и главная из них — его собственная дочь Александра. Будь Алферова увереннее в себе, развернулась бы да ушла. Артистку такой фактуры принял бы любой театр! Более того, звали неоднократно, подчеркивает мама звезды.
И в Вахтанговский, и в имени Гоголя! Но Ирине казалось неудобным уходить. Тем более что Захаров каждый раз принимался уговаривать, мол, подожди немного, придут к тебе еще главные роли, а массовка — это хорошая «школа»…
Она оставалась. До сих пор себя за это корит, называя свой творческий путь в «Ленкоме» бездарно потраченным временем.
А потом случился «Д’Артаньян и три мушкетёра». О том, что режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал фильм по роману Дюма, Александру Абдулову сообщил композитор ленты Максим Дунаевский. Последний был убежден — главного героя должен сыграть именно Абдулов, а Констанцию — Алферова.
Так пара попала на пробы. Вот только Абдулова в результате не утвердили на роль гасконца — победил темпераментом и стопроцентным попаданием в образ Михаил Боярский. Для Абдулова это стало ударом, он думал, что и жена в знак солидарности уйдет из картины.
Но она справедливо решила, что Констанция — это ее роль! И сыграла ее вопреки унижениям режиссера, его совершенно необоснованной ненавистью к ней.
Чем заслужила такое отношение? Во всех своих интервью Юнгвальд-Хилькевич рассказывал, будто Ирину ему навязал худсовет, сам-то он хотел снимать в этой роли только Евгения Симонову. Намекал, что навязанная актриса, при безусловно бесспорной красоте как актриса — так себе…
И голос у нее грубый. Так что даже озвучивать Констанцию ей не дал — за кадром звучит голос Анастасии Вертинской.
«- За что он так с Ириной Алферовой? — изумлялись в творческих кругах. Шептались, будто актриса «как женщина» отвергла режиссера, вот он и мстит. Что на самом деле, узнать уже не удастся — «кинопапы» «Д’Артаньяна…» уже нет на свете, а Ирина Алферова во многом не признается даже родной маме.
«Мушкетеры» для нее это больная тема, — вздыхает Ксения Архиповна.
Страшно переживала Ирина и развод с Абдуловым. «Моя жизнь после развода претерпевала крах. Я абсолютно не знала, как строить ее дальше. Ничего не хотелось: ни жить, ни работать…
Ощущение того, что все у тебя разрушено полностью, что построенные тобою дом, быт, отношения рассыпаются по частям, губительно для человека. Я чувствовала себя стоящей на краю бездны».
Об истинных причинах разрыва красивой пары поклонники гадают до сих пор. Мистически настроенные обвиняют многочисленных фанаток яркого артиста, пытавшихся увести его из семьи с помощью в том числе любовных приворотов.
Есть и более банальные объяснения — Абдулову наскучило быть примерным мужем, да еще и друзья подзуживали, ну что ты как подкаблучник, давай с нами…
Хуже того — муж умудрился приревновать Ирину к своему тезке Александру Серову. Тот снимал клип на песню «Я люблю тебя до слез», на главную роль пригласил красавицу Алферову. Она снялась, поползли слухи. И, между прочим, певец вправду влюбился, звонил, умолял о встречах, был даже навязчив.
«Серов талантливый певец, но он совершено не во вкусе Иры, — признается сегодня мама актрисы.
Однако Абдулов ревновал. Съехав с квартиры в театральное общежитие. То ли обиды, то ли повод нашел. Им стало невыносимо вместе, Ирина устала от гостей и образа жизни мужа, который жил на разрыв аорты.
Она больше жила внутренней жизнью, хотела уединения, и бурная энергия, которая питала Александра Абдулова, его запредельные скорости, азарт, страсти, друзья в любое время суток, ночи без сна, застолья — выносить все это Ирине Алферовой просто стало в какое-то время невозможно.
Найти золотую середину и суметь сохранить отношения им, по сути диаметрально разным людям, не удалось.
Принесла ли Ирине счастье красота? Она считает: нет. В профессии внешность вообще не имеет значения, куда важнее найти «своего режиссера». И от суперкрасавиц мужья уходят.
Впрочем, развод — не самое страшное в жизни. Ирина потеряла старшую сестру Татьяну, та в одночасье сгорела от болезни. Ее сын Саша остался сиротой, и Ирина вместе с мамой Ксенией Архиповной воспитывали мальчика.
Из «Ленкома» она ушла, и успешно играет в Театре «Школа современной пьесы», снимается в кино. Но увы, таких звездных ролей, как Даша или Констанция, или Катя в «С любимыми не расставайтесь», актрисе больше не довелось сыграть. Ее вообще до обидного мало в кино.
«Снегурочку вызывали»?
Вышедшая в канун Нового года ровно 38 лет назад мелодрама «Снегурочку вызывали?» — особенная в фильмографии Алферовой. Она так мечтала в школе сыграть на празднике внучку Деда мороза, и когда заветное желание сбылось, вдруг ощутила, что это — ее!
«Мне казалось, что я знаю что-то, чего не знают другие. Я ощутила в себе дар делать людям хорошо. Если я выйду на сцену, то смогу это передать, согреть зрителей. Вот из-за этого я хотела быть актрисой! И из-за этого хотела быть Снегурочкой», — признавалась актриса.
Тут все сошлось: и образ ее героини, не очень удачливой в жизни разведенной актрисе, ее сюжетные перипетии истории об одиноких людях, которые нашли друг друга, оказались очень близки актрисе.
«Новый год я люблю, — смеется Ирина Алферова, — и всегда загадываю желание! Нужно это делать с радостью, с большой верой. Надо очень сильно захотеть! Моя вера очень сильная, видимо, и ангелы у меня сильные — все сбывается!».
Семейное счастье
Ирина нашла свою тихую гавань с мужем, актером Сергеем Мартыновым — они на одной волне. Познакомились в 1991 году на съемках фильма «Звезда шерифа», вспыхнули чувства. С тех пор Ирина и Сергей вместе.
Она признавалась, что никогда не боялась одиночества, но встреча с Сергеем все изменила. «Он один такой на земле, и он достался мне. И я знаю, что это награда, которую я, наверное, чем-то заслужила» — признается актриса.
Он дал ей ощущение защищенности, уважения, понимания и ту сильную мужскую руку и плечо, на которые можно опереться и ничего не бояться в жизни; «Ты лучшая, самая-самая!» Первый раз в жизни я это услышала. Абдулов мне такого не говорил».
В 40 лет все только начинается, — уверена героиня фильма «Москва слезам не верит» И Ирина Алферова тому подтверждение в жизни. Она счастливо вышла замуж, а еще повезло встретить «своего» режиссера в театре «Школа современной пьесы», где актриса сегодня много играет на радость зрителям.
Внучка Ирины Ивановны Дуня растет умницей. Племянник Саша вырос, встал на ноги работает и помогает бабушке.
— И не красотой она добилась, а много работая. Над собой, над чувствами, в профессии. Вопреки зависти и злым словам. Вообще всему вопреки, — подытоживает Ксения Архиповна.