Несколько месяцев счастья. Как Грибоедов женился на 15-летней дочери друга (а потом погиб)

Живот болел все сильнее, и Нина поняла: это преждевременные роды.

— Не выживет… Зовите священника. Бог даст, успеем покрестить, — сказала тетушка Нины.

Спустя несколько часов на свет появился мальчик. Живой.

Насчет имени ни у кого и сомнений не было:

— Александр… В честь его отца, — сказала Нина.

Давал уроки музыки дочери друга

Все мы знаем Александра Грибоедова как автора пьесы «Горе от ума», которая и в наши дни не теряет актуальности и ставится в театрах.

Но не менее интересна его личная жизнь. Грибоедов женился на 15-летней дочери своего друга. Это была сильная и искренняя любовь, но к сожалению молодожены были счастливы всего несколько месяцев…

Александр Грибоедов был очень приятным и воспитанным человеком, знал 6 языков, имел хорошо оплачиваемую должность и обладал привлекательной внешностью. Любая бы пошла за него замуж с радостью. Даже не пошла, а побежала бы!

Да, у него были отношения с женщинами, но все романы были несерьезными. В глубине души он хотел встретить ту единственную, которая станет для него любовью всей жизни.

В Тифлисе у Грибоедова были друзья — семья Ахвердовых и семья Чавчавадзе. Они жили по соседству, были родственниками. И Грибоедов, когда приезжал в Тифлис, часто был у них в гостях.

С главой семьи Чавчавадзе (его тоже звали Александр) помимо дружеских отношений Грибоедова связывала любовь к литературе. Александр Чавчавадзе писал стихи, песни, а также переводил на грузинский Вольтера, Пушкина, Гете, Гюго и др. В общем, с Грибоедовым им всегда было о чем поговорить.

И однажды Чавчавадзе попросил Грибоедова дать уроки музыки его дочери Нины. Девочке на тот момент было 9 лет.

Грибоедов не отказал другу, стал несколько раз в неделю давать Ниночке уроки игры на фортепиано. Девочка оказалась способной, у нее был хороший слух, и она все схватывала на лету. Да и Грибоедову тоже нравилось ее учить. Кстати, иногда он давал ей еще и уроки французского.

В общем, тогда у него даже никаких мыслей не было насчет Нины, ведь она совсем ребенок.

Вскоре Грибоедов уехал из Тифлиса по своим служебным делам, и уже вернулся только через 6 лет.

Приехав в Тифлис, он по обыкновению пришел навестить Ахвердовых. На ужин как обычно были приглашены и Чавчавадзе, правда, без главы семейства. Он в то время по долгу службы часто был в командировках.

И вот тогда 33-летний Грибоедов снова увидел Нину и не мог оторвать от нее глаз. Ей было 15 лет, и из той девочки с косичками, которой он давал уроки музыки, она превратилась в прекрасную девушку — умная, стройная, красивая, смущенно опускающая глаза, когда Грибоедов на нее смотрел.

А дальше все произошло очень быстро и неожиданно и для самого Грибоедова, и для Нины.

Вот как описывает тот ужин Грибоедов.

Все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял ее за руку и сказал ей: «Venez avec moi, j’ai quelque chose a vous dire» («Пойдемте со мной, мне нужно вам кое-что сказать» — в переводе с французского, прим.ред.)

Нина решила, что учитель Грибоедов хочет поиграть с ней на фортепиано. Но он, взяв ее за руку, тут же признался ей в любви и сказал, что намерен просить ее руки.

Нина от неожиданности не знала что и сказать. Но по ее влюбленному взгляду Грибоедов все понял.

Вышло не то, дом ее матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили, я повис у нее на губах во всю ночь и весь день, отправил курьера к ее отцу в Эривань с письмами от нас обоих и от родных

Родня Нины была рада такому жениху: Грибоедов уважаемый человек, дипломат, воспитанный и благородный. К тому же его все знали уже много лет. Разница в возрасте никого не смущала, в то время такие браки заключались часто.

В начале сентябре 1828 года Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе обвенчались.

Кстати, во время обмена кольцами, Грибоедов уронил обручальное кольцо на пол, что считалось дурной приметой.

Через несколько дней после свадьбы Грибоедову нужно было отправляться в Персию с дипломатической миссией. Он возглавлял делегацию, которая должна была проконтролировать исполнение условий Туркманчайского мирного трактата.

Грибоедов тяготился своей должностью, и обещал Нине, что скоро уйдет со службы и полностью посвятит себя творчеству и семье. Но эта командировка не обсуждается — нужно ехать, выбора нет.

Поездка должна была быть длительная, поэтому Нина сказала, что поедет с мужем — ей ни на секунду не хотелось расставаться с любимым. Грибоедов сначала был против, все-таки командировка предполагалась сложная, но потом согласился взять Нину — ему тоже не хотелось с ней расставаться.

  • Ехали долго, с длительными остановками. И вот во время одной из них, когда уже почти доехали до места назначения, Нине стало плохо: ее постоянно тошнило, рвало, кружилась голова. Грибоедов не на шутку испугался за любимую жену, пришлось срочно искать врача. И тут выяснилось, что Нина беременна. Никакой болезни нет, это просто токсикоз.

Грибоедов был на седьмом небе от счастья! Но все же принял решение ехать дальше один — он не мог рисковать здоровьем беременной жены. Поэтому она осталась в городе Тебриз — и через некоторое время за ней приехал отец и увез ее домой. А Грибоедов продолжил путь к месту назначения — в Тегеран.

В разлуке молодожены посылали друг другу письма, вспоминая самые сокровенные и радостные моменты их отношений. Вот, например, отрывок одного из сохранившихся писем Грибоедова:

Помнишь, друг мой неоцененный, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобою сошлись, и навеки.

Помнишь первый вечер, как маменька твоя и бабушка и Прасковья Николаевна сидели на крыльце, а мы с тобою в глубине окошка, как я тебя прижимал, а ты, душка, раскраснелась, я учил тебя, как надобно целоваться крепче и крепче.

Казалось бы: взаимная любовь, уважение друг к другу, скоро появится желанный ребенок — есть все для счастья!

Но счастья не случилось.

Во время дипломатической миссии в Тегеране посол Александр Грибоедов был жестоко убит. Погибла вся российская делегация, кроме одного человека, который сумел спрятаться.

Трагическую новость беременной Нине решили не сообщать — опасались за ее здоровье. Хотели сообщить как можно позже — как минимум, когда тело привезут на родину.

Почти месяц родным удавалось скрывать гибель Грибоедова, но Нина беспокоилась: почему нет писем от мужа, почему все ходят какие-то странные и совершенно не веселятся?

А потом она случайно услышала один разговор и все узнала…

От глубочайшего потрясения Нина упала в обморок, а когда ее привели в чувства, у нее случилась истерика и от нервов даже начал болеть живот.. Ну почему счастье было таким недолгим?!!

Живот болел все сильнее, и Нина поняла: это преждевременные роды.

— Не выживет… Зовите священника. Бог даст, успеем покрестить, — сказала тетушка Нины.

Спустя несколько часов на свет появился мальчик. Живой.

Насчет имени ни у кого и сомнений не было:

— Александр… В честь его отца, — сказала Нина.

Малыш прожил всего несколько часов, но покрестить его успели.

Вот так, в 16 лет бедная Нина потеряла и мужа, и ребенка…. Ее брак длился чуть больше 5 месяцев, но это было самое счастливое время в ее жизни. В знак своей любви и верности Нина облачилась в траур и не снимала его до конца жизни. Она отвергала все предложения руки и сердца, хотя к ней сватались самые завидные женихи.

Нина занималась благотворительностью, и редко куда-то выходила. Лишь иногда ее можно было встретить на музыкальных вечерах, куда она ходила вместе с сестрой и отцом.

Умерла Нина в 1857 году от холеры. Когда началась эпидемия, она могла эвакуироваться из Тифлиса, но не стала — предпочла остаться, чтобы ухаживать за заболевшими родственниками. Но вскоре болезнь сгубила и ее. Нине было 44 года.

Даже перед смертью, в последние часы свои она вспоминала мужа:

Мы скоро свидимся, и я расскажу тебе обо всем. И мы уже навеки будем вместе

Вот такая печальная история любви Грибоедова и Нины Чавчавадзе.

Оцените статью
Несколько месяцев счастья. Как Грибоедов женился на 15-летней дочери друга (а потом погиб)
«Бочка»