Если бы существовала премия под названием «Глупость года», то, безусловно, певица латвийского происхождения Лайма Вайкуле побила бы все рекорды. От нее уже отворачиваются друзья-коллеги, с которыми она пуд соли съела, с которыми вместе начинали музыкальную карьеру.
С Раймондом Паулсом Лайма познакомилась в культовом советском месте – «Юрас Перле».
«Рулила» там железная леди Марина Затока. Именно она создала в Юрмале общепит европейского уровня, но даже она признавала, что «Юрас Перле» был заведением совершенно особенным: необычное меню по лучшим европейским стандартам, манерные официанты «с иголочки» во фраках… а позже и варьере.
Полюбоваться на дам в пикантных костюмах с их танцевальными номерами можно было поздним вечером – позже 23 часов, ибо действо это было пикантное. Вот именно там, в варьере «Юрас Перле», и работала Лайма. Как сейчас ее мозг и память интерпретировали те времена, что она себе надумала – это только ее проблемы, как говорится.
Но все ее окружение, в том числе и Паулс, который столько замечательных песен ей продал, прекрасно все помнят и понимают.
Вайкуле в конце 70-х попала в сие заведение по удачному стечению обстоятельств. Как спустя десятилетия скажет Марина Затока, руководитель сети ресторанов в Юрмале:
« — Лайма мне очень понравилась, она была очень красивая, я даже не знала, что она — латышка! А спустя какое-то время пришла ко мне мама Андрея Латковского, которая работала в Торговой палате. Говорит, что ее дети вернулись из Крыма и очень хотят работать в «Юрас перле».
Только тогда я поняла, что речь идет о той самой певице. Но в «Юрас перле» мест не было, поэтому я отправила Лайму сначала в ресторан «Лайкс» в Меллужи, а потом — в «Узбекистан».
Раймонд Паулс на тот момент был уже мужчиной зрелым, состоявшимся музыкантом, но, увы, без большой аудитории. В 1975 году композитор написал популярный и по сей день хит «Листья желтые над городом кружатся…».
«Когда в ресторан приезжал Эдуард Восс (первый секретарь ЦК КП Латвии), то непременно просил исполнить свою любимую песню — «Листья желтые». А Лайме так надоело ее исполнять, что она отказывалась!»
Кстати, поговаривали, что с Воссом певицу связывали куда более тесные отношения, чем просто исполнение песен. Они не просто проводили вместе время, но в совместные часы Лайма еще и в подробностях должна была рассказывать о своих коллегах. Она оправдала доверие гос аппарата.
Ну а потом настали 90-е.
Очень странно, что Вайкуле «покатила бочку» на Паулса, ибо именно этот человек помогал ее карьере, написал для нее лучшие песни из ее репертуара, был как старший опекающий брат для не.
Паулс написал для нее основные ее хиты: «Еще не вечер», «Ах, вернисаж!», «Я вышла на Пикадилли». В память о старом добром времени можно было бы промолчать. Но нет: недавно Вайкуле обесценила все творчество и заслуги своего наставника: она заявила, что Паулс просто копировал все свои песни с западных:
«Мы, музыканты, любили сразу все, что западное. Мы пели английские песни, делая к ним латышские тексты. Все думали, что это латышские песни, а это была американская музыка. Вот так мы выкручивались»
Но и 87-летний Паулс не смолчал. Советского и латвийского композитора возмутили такие слова в свой адрес. Обратившимся к нему за комментарием журналистам он заявил следующее:
«Ее заявления какой-то бред. Она все время несет бред. Вы знаете, я вообще серьезно к ней не отношусь, поэтому пусть она говорит, что хочет» (с)
Мне понравилась его позиция, полностью с ним в этом мнении солидарна. То ли из-за болезни, то ли уже дегенеративные процессы в мышлении вследствие возраста, но там явный регресс по всем параметрам.