Предсмертная записка Первого секретаря райкома партии была короткой: “В смерти моей прошу винить следователей, вконец измотавших меня подозрениями во взяточничестве и угрозами тюремным заключением”. Зимний день 1981 года. Здание администрации Хостинского района Сочи.
Закончив писать, мужчина отрезал от лампы провод, с помощью ножниц оголил его концы и закусил зубами. Собрав последние силы, он воткнул вилку в розетку. Он выбрал жесткий метод, чтобы показать свое возмущение всему происходящему. Это был некий внутренний протест.
После этого убийства зашумели все газеты. И на следователей, ведущих громкое дело, началось сильнейшее давление.
Его приостановили и курортная мафия получила передышку. На время.
Александр Мерзлый был заместителем Первого секретаря Горкома Сочи по идеологической работе.
Кем-то вроде Суслова, только меньшего масштаба. Но, в отличие от Суслова, греб деньги просто лопатой. И все благодаря жене Валентине, которая была королевой Сочинского общепита и имела огромные деньги с каждой точки, где кормили и поили граждан.
Эффектную, всегда дорого одетую Валентину называли негласной хозяйкой города. Валентина тянула взятки, толкала ворованные продукты налево, все время заботилась о карьерном росте мужа, раскидывала его врагов, плела интриги. Это был очень слаженный дуэт. Жена ворует. Муж крышует. И тоже все в дом, все в семью.
К расследованию проделок Сочинской мафии была привлечена чуть ли не половина сотрудников следственной части прокуратуры СССР и десятки прикомандированных следователей из различных регионов страны. Их работу патронировал лично Юрий Андропов.
Сергей Медунов — Первый секретарь Краснодарского крайкома, уверенный в своем могуществе, плохо скрывал панику и собирал одно совещание за другим. Он то проклинал подчиненных за жадность, то грозил кулаком в сторону Лубянки, то обещал, что один звонок Брежневу и всех следаков из края словно ветром сдует.
Группу следователей, которая планомерно рыла под всех личностей региона, возглавлял заместитель Главного прокурора Виктор Найденов — человек очень жесткий, часто грубый, но честный и очень профессиональный. На этом деле он нажил очень много врагов.
Медунов понимал, что ему срочно нужен Брежнев и нашел повод увидеться с Генеральным секретарем. Он пригласил Леонида Ильича на рисовые поля, чтобы похвастаться рекордным урожаем и во время прогулки пожаловался на распоясовшихся представителей Генеральной прокуратуры.
Но Леонид Ильич был уже плохой и жить ему оставалось недолго. Он, конечно, обещал разобраться, но надежды было мало.
А криминальные структуры Сочи дали отпор нагрянувшим прокурорам, не дожидаясь мирного урегулирования на высшем уровне. Во время ведения этого дела погибло пять следователей. Два следователя КГБ СССР просто исчезли.
Следователи вели себя осторожно. Допрос Первых секретарей или их заместителей был игрой с огнем. В любой момент могли позвонить и попросить оставить человека в покое.
Когда “кололи” Александра Мерзлого он все отрицал и говорил, что взяток никогда не брал, хотя доказательств было достаточно.
Медунов пытался защитить супругов Мерзлых. Несколько раз звонил в Москву Щёлокову, пытался дискредитировать следствие, но сотрудники Генеральной прокуратуры проявили выдержку и высокий профессионализм.
И Валентина, и Александр Мерзлые были отправлены за решетку. Когда из их особняка грузовиками стали вывозить награбленное у народа имущество, все обалдели.
Грузовика не хватило, чтобы вывести весь антиквариат, среди которых были картины Айвазовского, Репина. Причем подлинники. Ожерелье Марии Федоровны, неизвестно каким образом попавшее к ним.
Супруги Мерзлые получили по 15 лет. Но Александр по амнистии освободился раньше своей жены Валентины. А вот преступление его жены государство посчитало более серьезным. Валентина отсидела от звонка до звонка.
В 1991 году на свидание с ней пришел супруг и попросил рассказать, куда она успела спрятать перед арестом большой мешок с бриллиантами, сказав, что теперь нужно постараться освободить ее. Для этого нужны были деньги, а бриллианты прятала она.
Ничего не подозревая, она указала место, где они были спрятаны. Но на свободу она раньше не вышла. На зоне Валентина потеряла красоту и здоровье. Но верила, что муж ее ждет.
Только он не пустил ее на порог. А когда через несколько дней соизволил объясниться, выяснилось, что Александр Тимофеевич давно заочно с ней развелся и живет теперь с другой. А бриллианты, на которые она так надеялась, у него украли.
-Валя, ты же читала в газетах, что меня обокрали в поезде.
-Саша, я прожила с тобой большую жизнь и все эти фокусы знаю. Зачем ты меня оставляешь ни с чем?
На этом все закончилось. Рассудок Валентины помутился. Позже она устроилась уборщицей на завод и вскоре умерла от рака.
В результате сложных интриг, ради чего все Сочинско-Краснодарское дело и затевалось, во главе страны встал Михаил Горбачев.
Он вошел в историю как человек, затеявший в СССР перестройку.
После которой, в 90-е, Сочи уже полностью попал под контроль криминальных структур. И все дела людей Сергея Медунова показались просто детскими шалостями.