Татьяна Догилева никогда ничего не скрывала от своих зрителей. Одна из самых прямолинейных и самокритичных актрис — не стеснялась называть вещи своими именами. Чем нажила как множество врагов, так и немало поклонников.
Догилева безусловная звезда советского кино. Каждое ее, даже маленькое участие в картине — всегда праздник.
Но был момент, когда Татьяна как-то резко исчезла с экранов. Многие даже решили, что она из тех актрис бальзаковского возраста, которые блистали в советские времена, но сейчас пропали с радаров.
И тут, совершенно неожиданно, Догилева «вынырнула» из небытия и засияла суперзвездой в многосерийном телесериале «Люба, дети и завод», всем своим «отшлифовано-лакированным» видом говоря: «Вы от меня так легко не отделаетесь!».
Естественно, всех заинтересовал вопрос: где пропадала актриса все эти годы, и каким образом она так эффектно заблистала своей новой внешностью?..
Татьяна Догилева никогда не считала себя красавицей. Даже при ее «фирменном» обаятельном прищуре, поначалу у девушки были серьезные проблемы с ролями:
«…Это сейчас все привыкли к моему лицу. А ведь раньше меня не знали куда девать, никто не понимал, что со мной делать в кино. Один раз не утвердили, другой не утвердили… Порыдала-порыдала, а потом успокоилась и сообразила, что мне надо не героинь играть, а их подружек.
И когда вызывали на пробы очередной героини, я сразу говорила: «Вы меня, наверное, на первую роль не возьмете, так давайте я попробуюсь на вторую». Тут дело и пошло…»
После окончания школы Догилева подала заявления сразу во все театральные учебные заведения Москвы — в Щепкинское, Щукинское, МХАТ, ГИТИС и ВГИК. И во все поступила, остановив выбор на ГИТИСе.
Там она, кстати, училась на одном курсе с Юрием Стояновым.
Потом Догилева рассказывала, что у них был легкий студенческий роман: «Стоянов был красавцем с копной роскошных кудрей, к тому же фехтовальщик, из небедной семьи – я не могла не влюбиться», — вспоминала Догилева.
Стоянов же сдержанно комментировал, что Татьяна преувеличивает, и никакого романа не было, лишь мимолетная симпатия соратников по учебе, не более. Как бы там ни было, вскоре Стоянов женился на совершенно другой девушке, а сама Догилева к концу учебы тоже засобиралась под венец.
На четвертом курсе, во время съемок фильма «Безбилетная пассажирка», Догилева познакомилась с помощником режиссера по имени Александр. И пропала. По ее словам, если она не видела возлюбленного пару часов, ее накрывало такое отчаяние, что она принималась рыдать навзрыд. Это было совершенно нездоровое чувство. К счастью, долго безумие не продлилось.
— Александр от меня сначала отбивался, но я взяла его нахрапом. Мне был 21 год, и моя мама сказала, что без брака ты с ним жить не будешь.
И брак состоялся. Он продлился ровно три месяца, после чего Догилева надолго зареклась выходить замуж. Вся эта бытовуха: посуда, готовка, уборка — оказались вовсе не такими интересными вещами, как театральная жизнь.
После выпуска из ГИТИСа Догилева некоторое время работала в Ленкоме, позже перешла в театр имени Ермоловой. Сама она говорила, что на сцене ей никогда не везло. В отличие от кино. Догилевой посчастливилось работать с выдающимися режиссерами, ее превозносили, к ней прислушивались.
Именно на съемках она познакомилась со вторым мужем Михаилом Мишиным, писателем и сценаристом. По словам самого Мишина, сначала он влюбился в Догилеву как в гениальную актрису, а уж потом – как в женщину. Правда, роман их долгое время развивался с переменным успехом.
Он ярко вспыхнул, но горел неровно. Дело в том, что Мишин был женат, у него подрастал сын. Писатель несколько лет метался между семьей и любимой женщиной, пытаясь усидеть на двух стульях. Догилеву это, естественно, не устраивало.
«Я сказала, что не хочу быть любовницей. Мы расставались, он уходил, потом возвращался. Не все гладко было в этих отношениях, но они закончились браком. Мне нравилось быть женой, мы были интересная пара».
В браке Догилева родила ребенка (кстати, незапланированного). И возраст был уже такой, когда в карте роженицы пишут: «старородящая».
Актриса и писатель прожили вместе почти двадцать лет.
Но со временем их пути разошлись. Причиной развода послужил кризис в стране и в жизни. На дворе были сложные постсоветские годы, кинематограф пребывал в упадке, Догилеву почти не снимали, у нее начались депрессии, а после запои.
Актриса не стесняется рассказывать, что лечилась в наркологической клинике. Как говорит она сама, за это ее прозвали «главной алкоголичкой России», ведь Догилева никогда не скрывала подробностей об этом периоде своей жизни: о зависимости, лечении, срывах.
Кстати, так же прямолинейно Догилева рассказала в свое время, что сделала подтяжку лица. Она призналась, что это стоило ей множества нервных клеток. Неприятным был и процесс заживления, восстановительный период, и реакция окружающих.
Одни люди не узнавали ее, другие откровенно спрашивали: «Что ты с собой сделала?». Звезда призналась, что подобное внимание ей было неприятно, но сама она была довольна результатом и утешала себя словами: «Ну ничего, ходила столько лет с одним лицом, теперь похожу с другим».
После развода со вторым супругом актриса столкнулась с еще одной бедой. Заболела анорексией дочь Катя. Девочке было 13, когда из-за комплексов по поводу фигуры она решила сесть на диету. В результате она за короткое время похудела с 67 кг до 40. Актриса забила тревогу, опасаясь за жизнь Кати.
«Анорексия — это психическое заболевание. И здесь могут помочь только специалисты. Мы прожили два страшных года. И сделать я ничего не могла. А уж, поверьте, я перепробовала все», — рассказывала после Догилева.
Зная активный характер звезды, в это легко поверить. Она никогда не была скромницей, всегда шла напролом. Например, однажды позвонила Эльдару Рязанову, когда он раздумывал, кого пригласить на главную роль в «Забытую мелодию для флейты» со словами: «Решайте что-то быстрее, я у других режиссеров нарасхват». Рязанов не устоял перед такой сногсшибательной наглостью.
«Раньше мне казалось, что я могу все пробить. А теперь я точно знаю, что, сколько бы я ни приложила усилий, энергии и желания, если тебе это не положено, то этого и не будет», — делилась опытом актриса.
К счастью, с Катей все разрешилось благополучно. Девушка легла в больницу и прошла курс лечения, которое ей помогло. Она выздоровела. А после заявила о своем желании учиться за границей. Догилева смирилась.
– Я очень хочу, чтобы она была свободной, ни в коем случае не хочу ее напрягать. Но мне спокойнее, когда мне есть о ком заботиться, — признавалась Догилева.
Как бы то ни было, ей пришлось привыкать к новой реальности, новому кино, новой жизни.
И в ней она чувствует себя вполне востребованной и состоявшейся. Догилева по-прежнему играет в кино, хотя подчеркивает, что выбирает роли исключительно для собственного удовольствия:
«Я не хочу убиваться на работе. Если мне приносит удовольствие два съемочных дня в месяц или три, пусть лучше будет это. Я никогда не впрягусь ни в какую большую работу. Я хочу заниматься тем, чем я хочу и чем могу», — говорила Догилева.
И действительно, экспериментов в ее жизни хватало, она ни в чем себе не отказывала: пробовала силы в режиссуре, писала книги, вела активную общественную жизнь. Неординарная актриса признается: «У актеров вообще не бывает хороших характеров. Многие считают, что и у меня он чудовищный». Но в этом, бесспорно, состоит часть ее очарования.