«Она думает, что никто ничего не заметит!» — Хихикали фрейлины. Но королева невозмутимо шла мимо них. В этот майский день 1460 года она появилась во дворце в необычайно широкой юбке, какие прежде не носили! И на следующий день — тоже.
Дамы вздохнули и заказали себе похожие – надо же следовать новой моде! На самом деле, супруга короля Энрике IV под широкой юбкой скрывала свой живот. Она ждала ребенка, и об этом лучше было никому не знать.
«Бессильный» — так со смешком называли короля Кастилии и Леона. Он уже погубил одну юную душу: взял в жены красавицу Бланку из Наварры, продержал ее во дворце тринадцать лет, но так и не прикоснулся к ней ни одного раза. Девушка долго не решалась открыть правду о своем браке.
Ведь обычно в таких случаях во всем обвиняли женщин: не впечатлила! Оттолкнула! Но и у нее сдали нервы. Обратившись за помощью к родным, Бланка Наваррская нашла у них поддержку. А потом последовало обращение в Рим. Поскольку были представлены неопровержимые доказательства чистоты девушки, папа Николай V расторг бесплодный брак.
«Это все происки темных сил!», — убеждённо говорили защитники короля Энрике. Официальной версией развода стало, что, дескать, на государя наложили какие-то злые чары. Кто это сделал, скромно умолчали. Но получалось, что король Энрике ни в чем не виноват.
И спустя время в Кастилию повезли новую невесту. Династии нужен был наследник! Очаровательная шестнадцатилетняя Жуана Португальская стала новой женой Энрике Бессильного. Бедная девушка ещё не знала, что её ждёт…
Женщины завидовали ей: новая королева была редкостной красавицей! Рыжевато-золотистые волосы вились колечками у её висков, серо-голубы глаза завораживали своей глубиной, словно озера. Добавим к этому белоснежную кожу, гибкий стан и невероятную самоуверенность. Дочь короля Португалии знала силу своих чар.
«Куда сложнее увидеть королеву одетой», — смеялись при Дворе. Новая королева обожала открытые платья, ей нравилось, какими восхищенными взглядами ее сопровождают. А как заливисто она смеялась! А как грациозно танцевала! «Каждый влюблялся в неё!» — Восхищались современники.
Но король Энрике… вёл себя в точности, как с первой женой. Красавица хмурила брови и бросала к ногам супруга всё новые доказательства своей привлекательности. Однажды она вышла к придворным в одной тонкой накидке. Супруг мельком взглянул на неё, пожелал доброго утра и уехал на охоту.
А она была молода. И очень озадачена происходящим! И начала расспрашивать прислугу: должно быть какое-то объяснение поведению короля!
«В этих покоях много слез пролила королева Бланка!» — со вздохом говорила горничная. Жуана не верила своим ушам. Так её отдали замуж за человека… который не посещает уже вторую супругу! Злиться на родных было бесполезно — по всей видимости, они тоже не знали о секретах Энрике Бессильного.
Иначе ни за что не выдали бы Жуану замуж… Королева поплакала, как и её предшественница, а потом вытерла слёзы. Зачем тратить время на расстройство, если она — само совершенство?
Сначала она была очень осторожна. Лишь самые посвящённые знали, что у Жуаны появился милый друг. А потом об этом говорили, почти не скрываясь. Разумеется, галантные встречи обязательно имеют продолжение, особенно, если они регулярны. И королева понесла… притом, что объяснить эту ситуацию мужу она не могла ни по какой причине!
Вот тогда-то ей пришлось напрячься в поисках выхода. И она его нашла. Жуана Португальская ввела в моду широченные юбки вердугадо, под которыми не то, что ребенка, взрослого человека можно было спрятать! Они крепились на широких обручах и были настолько просторными, что в дверной проем можно было входить только боком.
Никто не знает точно, сколько раз она проделывала этот трюк. Младенцев сразу же уносили из дворца на попечение лиц, с которыми заранее договорились. Но Кастилии нужен был наследник! Об этом говорила и Жуана, и приближенные Энрике Бессильного.
И вот однажды они все-таки встретились в одних покоях: Жуана и король. Одному Богу известно, как это удалось королеве. Однако 28 февраля 1462 года на свет появилась дочь этой пары, принцесса Хуана. Милая маленькая девочка, тут же объявленная наследницей престола.
«Это дитя не короля, а Бельтрана де ла Куэва, — говорили при Дворе, — королева специально обставила дело так, чтобы государь не сомневался». И громче всех настаивала на этой версии принцесса Изабелла, родная сестра Энрике.
Скрыть живот у Жуаны всегда получалось. Ее ни разу не ловили с поличным. Но сплетни и злые языки сделали свое дело – Энрике поверил и отказался от дочери. Королева заливалась слезами, умоляла его передумать, и он снова провозглашал принцессу Хуану будущей королевой… И так несколько раз подряд.
В конце концов, Энрике Бессильный умер. Слабый здоровьем, всегда раздраженный, он угас в ту пору, когда Хуана была еще подростком. Жуана мечтала посадить свою дочь на престол, но решительная Изабелла, ее золовка, взяла верх.
Она заставила всех поверить, что дочь её брата — всего лишь бастард. Разумеется, Изабелле была крайне выгодна такая версия. И хотя Жуана клялась на Библии, что принцесса — дочь Энрике, ей предпочли не поверить.
Бедняжка Хуана в тринадцать лет была выдана за португальского короля, который хотел присоединить к своим владениям и Кастилию, но из этого проекта ничего не вышло. Разбитый войсками Изабеллы, король Афонсу Пятый умер от чумы в Синтре, в 1481 году.
А его молодая вдова была отправлена в монастырь. Ей просто не оставили другого выбора: Изабелла боялась, что найдутся сторонники Хуаны. И что они смогут возвести ее на престол. В обители в Лиссабоне Хуана и умерла в 1530 году.
Но даже перед смертью она всегда подписывала письма и бумаги так: «Королева Кастилии, Хуана». И не могла простить свою ловкую тётушку!
Что касается Жуаны, то ей просто указали на дверь. В изгнании она родила от племянника кардинала Фонсека двух мальчиков-близнецов, и уже не пыталась скрыть живот под юбками.
В борьбе за власть она потеряла свое здоровье, силы и богатство. И, как мы видим, ничего не добилась. Вдовствующая королева скончалась в 1475 году, в возрасте тридцати шести лет.