Что общего было у 60-летней императрицы и 22-летнего Платона Зубова: Последний фаворит Екатерины II

За 34 года правления Екатерина II сменила ряд фаворитов, оказывавших немалое влияние на госполитику. Историки убеждены, что выбирать мужчин императрица умела, и в ее покои попадали лучшие из лучших.

Образованные, статные, способные, предприимчивые, смелые и сильные – такими были все избранники государыни.

Вот только последний фаворит вызвал массу вопросов у современников Екатерины и биографов. 22-летний Платон Зубов обратил на себя внимание 60-летней правительницы. При дворе его недолюбливали, а он поступательно превращался в богатейшего в империи человека.

Чем покорил императрицу

Платон Зубов воспитывался в семье небогатого дворянина. Его отец вышел в отставку еще до рождения отпрыска и устроился к графу Салтыкову управляющим имениями. В 8 лет Платона зачислили в Семеновский полк сержантом лейб-гвардии.

Полковником этого подразделения числилась императрица. Через 4 года Зубова перевели вахмистром в Конную гвардию, куда протекцию составил сам Салтыков. Далее карьера шла только вверх: корнет, поручик, секунд-ротмистр.

Граф Салтыков стал к тому моменту вице-президентом Военной коллегии, считаясь высокопоставленным госчиновником. Он не планировал уменьшать аппетиты и замахнулся на место Потемкина, приближенного к императрице.

Последний, как известно, занимался подбором фаворитов для государыни. Возможно, именно этим путем решил пойти Салтыков, представивший Екатерине своего юного знакомого. Давний покровитель Платона Зубова посодействовал его назначению командиром конвоя, который сопровождал императрицу в Царское Село.

Так и случился звездный час молодого офицера. Платон не отличался ни высоким ростом, ни яркой внешностью, но сумел обратить на себя внимание императрицы, залихватски гарцуя у нее на виду.

60-летняя Екатерина сразу положила на Зубова глаз, и 22-летний офицер получил приглашение отобедать с самой императрицей. Судя по тому, что очень скоро прежний фаворит Дмитриев-Мамонов был «отстранен», Платон сумел произвести на государыню впечатление.

А камердинер Екатерины Великой Захар заметил в близком окружении, что новый знакомый теперь «ходит через верх», то есть бывает в личных покоях Ее Величества. С того времени новый фаворит находился у Екатерины ежедневно.

Как молодой фаворит упивался могуществом

Очевидцы происходящего при дворе утверждали, что единственным достоинством Зубова была молодость. Ни блестящий ум, ни стратегическое мышление, ни какие-то другие выдающиеся таланты не отличали Платона, чего не скажешь обо всех его предшественниках.

Люди из окружения императрицы замечали, что молодой избранник Екатерины Великой изо всех сил мучился над бумагами, не обладая от природы беглым умом и другими способностями.

Придворный дипломат граф Безбородко негодовал, исправляя ляпы Зубова. Он называл его ребенком с хорошими манерами, но маленьким умом. А вот сама императрица лелеяла надежду воспитать в своем последнем фаворите государственного деятеля.

Но тщетно: его авторские проекты не имели ничего общего с действительностью, а главное распоряжение звучало не иначе как: «Делайте, как прежде».

Екатерина же на многое закрывала глаза, признаваясь, что вернулась к жизни после долгой спячки рядом с молодым любовником. Она звала его «мое милое дитя Платоша» и выглядела веселой и здоровой.

После кончины Потемкина, которого неимоверно раздражал новый кавалер императрицы, влияние Зубова при дворе стало сильнее. Будто по наследству ему перешли потемкинские должности, 20-миллионное состояние и звание генерал-фельдцейхмейстера, новороссийского генерал-губернатора, начальника Черноморского флота.

Заниматься соответствующими делами приходилось помощникам: Альтести, Грибовскому и Рибасу. Зубов распустил взяточничество, и аристократы выстраивались в очередь, прося его помощи в решении всевозможных вопросов. Упиваясь властью, молодой фаворит открыто протежировал щедрых вельмож и многочисленных родственников.

Шарль Франсуа Массон, неоднократно встречавшийся с Зубовым в его кабинете, рассказывал, что фаворит мог принять гостя, развалившись в кресле в неглиже, с мизинцем в носу.

Большую часть времени Платон, как дитя, забавлялся выкрутасами ручной обезьяны, скакавшей по головам придворных, или дурашливо общался с личным шутом. Французский мемуарист оставил такую запись: «Из всех баловней счастья ни один, кроме Зубова, не был так тщедушен и наружно, и внутренне».

Изгнание баловня судьбы

Екатерина Великая скончалась, когда Платону Зубову исполнилось 28. Несмотря на потенциальные перспективы, фаворит какое-то время держался на плаву. Он хоть и не отличался стратегическим умом, но хорошо понимал, что без покровительства императрицы всевластия и благоденствия ему не видать.

Поэтому и приветствовал Павла I еще у ложа занедужившей государыни. Хотя раньше открыто выступал за то, чтоб наследником назначили внука Екатерины Александра. Теперь же Зубов льстиво упал к ногам ее сына. Демонстрировавший рыцарские взгляды Павел гордо бросил: «Друг моей матери будет и моим другом».

И в первое время Платону Зубову действительно позволялось даже бывать при дворе. С одной лишь поправкой: после лишения 12 из 13 должностей, которыми того одарила Екатерина. Платону оставили лишь пост инспектора артиллерии.

Новый государь Павел I даже преподнес Зубову в дар роскошный дом, куда тот переехал из Зимнего дворца. Вскоре после смерти императрицы Платон отмечал день рождения, и Павел навестил в его новом жилище с поздравлениями.

Правда, через какое-то время настроение изменилось. И тогда правитель приказал Зубову покинуть пределы России, а большую часть подаренной и приобретенной за счет взяток собственности вернуть в казну. Кроме того, с Зубова взыскали 50 тысяч рублей «за приведение в несостояние Сестрорецких оружейных заводов».

За границей Платон не бедствовал, но и прежнего элитного статуса не имел. В 54 года экс-фаворит наконец решился на женитьбу. Его супругой стала молодая и незнатная полька. После свадьбы Платон Зубов прожил всего год, оставив жене миллионное состояние.

Оцените статью
Что общего было у 60-летней императрицы и 22-летнего Платона Зубова: Последний фаворит Екатерины II
Куда пропал с телеэкранов один из самых снимаемых юных актеров 90-х Иннокентий Сичкарь