Особенная милость

Стыдливость не отличала это семейство. Батюшка привечал замужних красавиц, старший сын видел радость только в деньгах и вечеринках. Вот и Оленька, когда на неё обратил внимание император Николай I, разыгрывать скромность не стала. Для одних такой поворот был бы конфузом, а для Булгаковых – особенная милость.

Фамилию и герб он получил благодаря милости императрицы Екатерины II. На самом деле, мальчик Саша не имел прав на это – он родился вне брака. Его отец, блестящий русский посланник в Константинополе, вдруг увлёкся красавицей-француженкой. Смоляные кудри, яркие глаза… Устоять было невозможно!

Прижив от возлюбленной трёх сыновей, Яков Булгаков решил их узаконить. И государыня пошла им навстречу: в 1790-м бастарды стали называться Булгаковыми (правда, большая часть состояния отца отошла не к ним, а к их тётке, которая отчаянно судилась с племянниками после смерти Якова Булгакова).

Саша всегда помнил о милости государыни и поклялся верой и правдой служить династии Романовых. Вот поэтому он был на прекрасном счету у государя Александра I, а затем и у Николая Первого…

Проведя превесёлую молодость (и вскружив немало хорошеньких голов!), он спокойно женился на знатной и богатой княжне Хованской и стал, впоследствии, почт-директором. Важный и ответственный пост! Таким образом, в руках у Александра Яковлевича была вся переписка русского дворянства!

«Мысль, что нас с тобой подслушивают, приводит меня в бешенство», — писал поэт Александр Сергеевич Пушкин. У него была причина недолюбливать Булгакова, поскольку он совершенно справедливо считал, будто тот вскрывает его письма… И на самом деле, некоторые послания Пушкина сначала попадали на стол к императору Николаю, а потом только к поэту.

Супруга Булгакова особенной красотой не блистала, но была по-своему мила и обходительна. Идеально содержала дом в Немецкой слободе. Заботилась о воспитании двенадцати детей, из которых до взрослого возраста дожили четверо… В её младшей дочери, в Ольге, проявились гены очаровательной француженки.

К шестнадцати годам эта девушка была так хороша собой, что на балах не было отбоя от желающих потанцевать с нею… Особенно примечательным стал маскарад у князя Волконского, где Ольга предстала в таком сиянии и великолепии, что император подал ей руку.

Николай I приглашал девушку дважды, что сразу расценили как особую милость. Гордый отец не скрывал своего счастья.

«Он так рад выслужиться, что готов лично привозить дочь во дворец», — злословили современники.

Для многих такое внимание государя было равносильно бесчестью. Булгаковы считали иначе. В письме к своему брату Константину, Александр Яковлевич Булгаков с восторгом отмечал, что его императорское величество очень заинтересован в Ольге.

Но ей предстояло жить в обществе! И отмахнуться от его принципов было нереально! Потому-то и начали в пожарном порядке подыскивать для Оленьки жениха. Вполне вероятно, что посодействовал в этом вопросе и сам государь.

Как известно, он устраивал участь девушек, чью репутацию надо было срочно спасать – князя Сергея Трубецкого вынудил жениться на фрейлине Екатерине Мусиной-Пушкиной, которая была в положении. И отцом младенца, считали многие, был как раз император…

Вот и для Оленьки нашли согласного жениться князя, Александра Долгорукова. В самом начале 1831 года сыграли свадьбу, почти сразу стало известно о скором рождении первенца.

Поскольку молодожёны постоянно жили в Москве и только изредка наведывались в Петербург, то приезд Николая I, аккурат к родам Ольги, восприняли однозначно. На свет появилась девочка, которую император сам крестил и сам же дал ей имя – Александра.

«Он ухаживал за молодой княгиней Долгоруковой, — писал Пушкин в своём дневнике, — за дочерью Сашки Булгакова!»

Особенная милость не прекращалась. В 1834-м году, на Масленицу, император устроил грандиозный бал.

Княгиня Долгорукова получила на этот праздник личное приглашение и жемчужную брошь, которую приколола к платью на празднике, и, по свидетельству современников, «за ужином сидела подле государя». Косых взглядов Оленька не замечала или не хотела замечать — на её губах играла улыбка!

За племянницей зорко следил дядюшка Константин, и сразу рапортовал семейству в Москву, что «Ольга сидела между государем и великим князем». Каждое проявление внимания Николая I Булгаковы тщательно документировали.

Они явно городились таким возвышением своей родственницы! Ведь Булгаковы хоть и принадлежали к русскому дворянству, титула не имели. Да и происхождение их было весьма сомнительным из-за француженки Имбер…

Ольга всё чаще задерживалась в Петербурге. Её обожал не только государь, но и захаживал к ней в гости брат императора, великий князь Михаил Павлович. И снова мы знаем об этом из записок дядюшки Константина!

В чертах Ольгиного сына, Николая, многие искали сходство с императором. Мальчик появился на свет в 1833-м, когда его мать считалась одной из «цариц» светского общества.

Особенная милость вскружила красавице голову. Многие считали её слишком высокомерной, другие – резкой и капризной. Однако у неё хватило ума и такта не привлекать повышенного внимания к интересу государя. Княгиня Долгорукова хранила гордое молчание, когда кто-либо пытался её задеть.

И не оставила записок, способных скомпрометировать императора. Она получила свою долю признания, она блистала на балах, и при этом сумела остаться в тени. Ольга Долгорукова – не самый известный персонаж из девятнадцатого века.

Она умерла в 1865 году, а спустя восемь лет за ней последовал и супруг. Тайна происхождения детей княгини остаётся нераскрытой. Мы можем только строить догадки!

Оцените статью
Особенная милость
Наталья Крачковская. Сумасшедшая профессия