Однажды в юности Инна Макарова получила благоприятный прогноз на будущее. И действительно, с первой главной роли в кино она стала очень известной.
Но предсказано ей тогда было не все. И все-таки актриса не теряла уверенности в том, что еще может стать счастливой.
7 марта 1966 года, накануне главного женского праздника, вышла картина, которая имела оглушительную популярность у нашей публики. Это был режиссерский дебют Павла Любимова.
В мелодраме “Женщины” рассказывалось о жизни трех одиноких работниц мебельной фабрики. Во многом своим успехом фильм был обязан Инне Макаровой. Зрители ходили смотреть, как актриса умопомрачительно танцует твист. Сорокалетняя Макарова в роли Дуси Кузиной была очень хороша и по-женски соблазнительна.
А еще поражала нездешним изяществом. Недаром ее проходку с чемоданом на голове по проселочной дороге, потом сравнивали с похожей проходкой итальянки Софи Лорен в фильме “Чочара”.
Актриса Галина Яцкина вспоминает, что эта самая яркая сцена в картине была самой трудной.
Но ее знаменитая партнерша безропотно отрабатывала все дубли. Было снято около 10 дублей.
Еще одной громкой премьерой этого года была первая часть “Войны и мира”. Удивительно, но женщины, так соскучившиеся по настоящей женственности, сначала предпочли зрелищной киноэпопее мелодраму Любимова. Она была лидером кинопроката.
И в числе поклонников фильма был сам режиссер “Войны и мира” Сергей Бондарчук. Макаровой мнение бывшего мужа не могло не льстить.
Когда-то Бондарчук был пленен талантом Макаровой с первого взгляда. Едва только вошел в репетиционный класс института кинематографии. Здесь вовсю кипела подготовка к студенческому спектаклю по Достоевскому. Инна играла Настасью Филипповну.
Бондарчук был уже почти готовым артистом. До войны отучился несколько курсов в театральном училище Ростова-на-Дону, потом воевал. В 25 лет был принят на 3 курс ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Черноволосый красавец стал объектом охоты всех девчонок в институте. Была в нем какая-то магия, которую Инна поначалу не замечала. Девушка была сосредоточена только на учебе. И руководители курса неоднократно ставили ее в пример другим студентам.
Макарова мечтала об актерской профессии с детства и серьезно готовилась к осуществлению своей мечты. Сначала пропадала на спектаклях московского ТЮЗа.
Потом выдержала свой первый настоящий экзамен, поступив в драмкружок художественного воспитания детей, и к 15 годам уже уверенно ориентировалась в классическом театральном репертуаре.
Но сильнее всего ее манило кино. Кумиром Макаровой была Любовь Орлова. Макарова хотела поскорее научиться петь, играть, танцевать не хуже главной звезды советского экрана.
В самый разгар войны Инна решила, что обучение актерскому мастерству надо продолжать. И летом 1943 года с главного железнодорожного вокзала Новосибирска отправилась в Алма-Ату. Здесь находились в эвакуации “Мосфильм” и “Ленфильм”.
А через 2 года после начала войны ВГИК открыл набор на свои факультеты. Макарова с блеском прошла все вступительные испытания и обошла все подвохи, устроенные экзаменаторами.
Осенью того же года ВГИК вернулся из эвакуации в Москву. И по дороге в столицу Инна получила загадочное предсказание. На всем пути к поездам подбегали цыганки. -Я подала свою руку, цыганка шлепнула по моей ладони и сказала: -А ты всегда будешь при хлебном деле.
Гадание цыганки сбылось на удивление быстро.
Через 4 года 22-летняя актриса будет отмечать награждение в Кремле Сталинской премией первой степени.
Однако успех совершенно не сулил ей легкой личной жизни. Поначалу провинциальной студентке пришлось очень несладко. Время было еще военное, голодное. Изредка помогала мать. Она работала собкором Новосибирского радио. Отец, талантливый диктор, скончался задолго до войны, когда Инне было всего 8 лет.
Руководители курса Сергей Герасимов и Тамара Макарова даже собирались удочерить Инну. Они были бездетны.
Но вскоре необходимость в дополнительной опеке отпала. За ней стал ухаживать Сергей Бондарчук. На первый взгляд казалось, что между ними было мало общего. Вечно серьезный и даже мрачный Сергей и открытая, юморная Инна. Но, как известно, противоположности притягиваются.
Хотя выходить замуж за Бондарчука Макарова долго не решалась. Ее терзали сомнения. За плечами у него уже был неудачный брак с Ростовской актрисой Евгенией Белоусовой. В семье родился сын.
Тем не менее Сергей принял твердое решение уйти от первой жены еще до встречи с Макаровой. Согласия Инны он добивался 2 года.
И только во время съемок картины “Молодая гвардия” в Краснодоне Бондарчук и Макарова стали мужем и женой. Это было время влюбленности.
Поддержка мужа была Инне очень нужна. Съемки оказались изматывающими и физически и морально. Они проходили на месте трагедии. А еще незадолго до их начала Макарова выдержала настоящие испытания.
Чтобы заполучить заведомо выигрышную роль Любы Шевцовой между студентками Герасимова и уже маститыми артистками была развернута острая борьба.
“Вся Москва рвалась на роль Любы Шевцовой”, — скажут педагоги Макаровой позднее.
Все решилось благодаря отрывку, которую для Макаровой поставила студентка из режиссерской группы Татьяна Лиознова. Его-то и увидел автор “Молодой гвардии” писатель Александр Фадеев.
Обворожительная улыбка, лукавый блеск в глазах, стремительный танец. Все излучало жизнь, радость.
В романе Любка была изображена кучерявой голубоглазой блондинкой. Темные волосы Макаровой перекрасили и сделали завивку. После кинопремьеры “Молодой гвардии” имя Инны Макаровой больше не могло восприниматься отдельно от Любки Шевцовой.
У Сергея Бондарчука наоборот, роль получилась небольшой и незначительной. Он потрясающе играл коммуниста-подпольщика Валько, но несколько сильных сцен зрители не увидели. Они были вырезаны по указанию свыше. Сталину не понравилось, как была отображена в картине руководящая роль партии.
Сталинскую премию Герасимов разделил с первой пятеркой молодых исполнителей. Удачный дебют, гастроли, творческие встречи со зрителями — все это стало основанием для крепкой дружбы между Макаровой и Мордюковой, что в киномире случается редко.
Успех помогал Макаровой открывать многие двери. Перед тем, как появиться на свет дочке Наташе, она отправилась в Моссовет хлопотать о комнате. Семейная жизнь двух будущих кинозвезд тогда проходила в холодном полуподвале.
Однокомнатная квартира на Новопесчаной улице стала первым собственным жильем Инны и Сергея. Замужество и материнство никак не повлияли на востребованность актрисы, хотя своей следующей большой роли после “Молодой гвардии” Инна Макарова ждала 10 лет.
А в тот период снялась не в самых впечатляющих картинах. У многих актеров вообще не было никаких предложений. Конец 40-х годов оказался непростым периодом для советской киноиндустрии.
По всей стране снималось по 5-6 фильмов в год. Лучше меньше, да лучше — такое распоряжение дал Сталин. К съемкам был допущен очень ограниченный круг людей. Сломана была не одна судьба.
Попасть в число неудачников мог и Сергей Бондарчук. Сначала упустил роль летчика Мересьева в фильме “Повесть о настоящем человеке”. Да и первая проба на роль Тараса Шевченко тоже оказалась неважной.
Но влиятельный Сергей Герасимов убедил режиссера Савченко, что лучше его ученика никто не сыграет. Когда перед премьерой фильм посмотрел Сталин, он произнес глядя на Бондарчука: “Ну это истинно народный артист”.
Буквально через некоторое время Бондарчуку дали Сталинскую премию, и, минуя другие звания, он получил звание Народного артиста. Это было феноменально. Для Инны это было большое счастье.
Теперь Сергей был нарасхват. Роли шли одна за другой. Но из-за съемок супруги стали редко видеться. Получилось, что волна популярности Бондарчука не могла не задеть саму Макарову.
Мужу мешками приходили письма от женщин, желающих выйти за него замуж. Сначала Инна не придавала значения сплетням. Она была сосредоточена на карьере, которая тоже пошла в гору.
Во время хрущевской оттепели Макарова легко вписалась в ритм нового времени. Заблистала в фильме “Высота” . Пару актрисе составил Николай Рыбников.
Роль была потрясением. Еще ни одна героиня в советском фильме не выглядела столь свободной и незакомплексованной. Режиссер дал ей установку быть веселой и разбитной. На съемках фильма Инна рискнула не только своей репутацией, но и жизнью.
Съемки проходили на 60-метровой высоте. И были очень опасные моменты. Для достижения максимальной достоверности Макарова и Рыбников от услуг дублеров принципиально отказались.
В итоге “Высота” получилась одной из самых эффектных картин своего времени. Кроме признания от государства Макарова снова получила награду от государства: двухкомнатную квартиру на Большой Дорогомиловской.
Но дорогой подарок не радовал. В личной жизни актрисы произошел перелом.
В 1957 году на прилавках “Союзпечати” вновь появился популярный до войны журнал “Советский экран”. Мартовский номер вышел с портретом Ирины Скобцевой. А через несколько месяцев на обложке красовалась Инна Макарова.
Обе женщины боролись за одного мужчину. Об этом читатели киноиздания ничего не знали.
Бондарчук и Скобцева познакомились на художественной выставке в Москве в 1953 году. Через 2 года встретились на съемках фильма “Отелло”.
Инна Макарова недолго оставалась в стороне от шекспировских страстей. На ее имя чуть ли не ежедневно приходили анонимки, где сообщалось, что ее муж ей неверен.
К тому же оказалось, что Сергей не был разведен со своей первой женой Евгенией Белоусовой. Когда-то она уничтожила свидетельство о браке, объявив Бондарчуку что с этой минуты они оба могут считать себя свободными людьми.
Но акт о регистрации брака хранился в Ростовском ЗАГСе. Бондарчуку потребовалось 7 лет, чтобы получить официальный развод. Макарова была измучена этой неприятной волокитой.
Еще сложнее оказалось простить факт измены любимого. В голове крутились печальные мысли, что будет с любимой дочкой Наташей. Макарова осознала, что устала от непонятных анонимок, от слухов. Проверять и допрашивать мужа было не в ее характере.
Шаг к расставанию она сделала первой. А уверенность в том, что она одна теперь не пропадет, придала Макаровой смелости.
Каждый пошел своей дорогой. Имя Инны Макаровой почти никогда не упоминалось в официальной биографии Бондарчука. Все жизненное пространство вокруг него было заполнено Ириной Скобцевой. Вместе на съемках, в зарубежных поездках, дома и на работе.
С 1970 года Бондарчук и Скобцева вместе стали вести актерскую мастерскую во ВГИКе. Но Инну с Сергеем связывала дочь. Наташе разлука с любимым отцом давалась так тяжело, что Макарова попросила Сергея временно не видеться с ребенком. После этого Наташа 5 лет не видела отца.
Когда срок вынужденной разлуки истек, у Бондарчука совершенно не было времени общаться с дочерью. Он был слишком занят подготовкой к выпуску киноэпопеи “Война и мир”.
Сближение с отцом произойдет только когда Наталья окончит ВГИК. На почве общей профессии им будет видеться проще. Актриса Макарова и сама почти не бывала дома, подолгу пропадая в киноэкспедициях. Воспитанием и образованием девочки занималась бабушка.
Свою материнскую любовь Инне чаще приходилось изливать на чужих детей. Недостатка в ухажерах у Макаровой никогда не было. За ней ухаживали самые невероятные мужчины.
Писатель Юрий Нагибин, актер Леонид Марков, профессор-океанолог Платон Набоков, ведущий советский тенор Иван Козловский, режиссер Алексей Герман-старший. Но надолго свою судьбу она ни с кем так и не связала.
Встреча, которая изменила все, произошла в 1970 году. Макарова искала хорошего врача для себя и для своей мамы, а в итоге нашла мужа. Им стал гениальный врач-пульмонолог Михаил Перельман. Это был выдающийся ученый, с мнением которого считались мировые светила.
Ради Инны Михаил оставил жену и двух сыновей. Это решение было непростым. К нему подтолкнула автомобильная авария, после которой он не вернулся домой. Посчитал, что жизнь дала ему второй шанс, быть рядом с женщиной, которую с юности он тайно любил.
Впервые они встретились еще в Новосибирском госпитале во время войны. Михаил был начинающим врачом, а 15-летняя Макарова вместе с другими ребятами из драмкружка выступала перед ранеными.
Именно в Михаиле Инна нашла ту гармонию, которой ей так не хватало в предыдущем браке. Жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ Перельмана.
Он стал главным приоритетом. Теперь распорядок дня в ее семье зависел от рабочего графика мужа.
Инна Макарова прожила с Михаилом Перельманом больше сорока лет и была с ним до конца. В марте 2013 года Михаил Перельман умер.
А Инне Макаровой все-таки удалось поработать с режиссером по фамилии Бондарчук.
В 1977 году дочь Наталья Бондарчук сняла свою первую картину “Пошехонская старина”, куда и пригласила маму на одну из ролей. С тех пор Макарова всегда снималась в фильмах дочери.
Для легендарной актрисы это было возможностью не только находиться в профессии, но и попыткой восполнить то, чего Наташа недополучила в детстве — материнское внимание и заботу.