Она расстёгивала пуговицу за пуговицей, волнующе покачивая бедрами и глядя вооруженным нацистам прямо в глаза. Те, как завороженные смотрели, как изгибается молодое тело, с каким изяществом сбрасывает танцовщица блузку, а потом расстегивает юбку, оставшись в одной тонкой сорочке, медленно снимает чулки, и все это, не отрывая взгляда больших голубых глаз.
Она даже облизнула губы пару раз, будто и сама получала удовольствие от этого неожиданного танца.
Франческа Манн не питала иллюзий, никакой дезинфекции не будет. Когда поезд остановился, и их провели вдоль бараков, она уже понимала, что спасения не будет. Она закрыла глаза и стала вспоминать свою короткую жизнь…
В Варшаве Франческа занималась балетом. Учителя говорили, что девушка подает большие надежды, ей с легкостью удавался классический танец и стиль модерн, изящная и грациозная, она обладала не только грацией движения, но и привлекательной внешностью.
В 1939 году Франческа Манн заняла четвертое место на танцевальном конкурсе в Брюсселе и мечтала о том, что скоро будет выступать на больших сценах, а когда-нибудь откроет собственную школу.
*
*
Нападение Германии на Польшу перечеркнуло все. Ей было всего двадцать три года, она только вышла замуж, но еврейское происхождение и девичья фамилия Розенберг стали приговором. Сперва ее вместе с другими евреями поселили в Варшавском гетто.
Жизнь здесь была тяжелой, но терпимой, Франческа выступала в кабаре, чтобы заработать на хлеб, а в 1942 году приложила все усилия, чтобы получить паспорт нейтральной страны. С такими паспортами можно было пересечь границу. Гетто гудело, все строили планы и доставали спрятанные в тайниках монеты, чтобы заплатить тем, кто может помочь достать паспорта.
Паспорт стоил двадцать тысяч долларов, таких денег у Франчески не было, да и мало у кого в гетто они были. Вскоре поползли слухи, что даже те, кому удалось получить паспорт, оказывались не в Швейцарии, а в могилах.
И все же, надежда умирает последней. Шепотом Франческа передавала знакомым информацию, которую услышала в кабаре от немцев, ей самой удалось найти нужную сумму, хотя поговаривали, что деньги красотке танцовщице ссудил знакомый немец.
Все, кто с большим трудом раздобыл документ ждали в отеле, когда за ними приедет поезд. Поезд приехал. Более 1700 человек погрузили в вагоны, чтобы довести до лагеря Бургау на юге Германии, а оттуда уже в Швейцарию.
С облегчением люди выходили из вагонов, правда им объясняли, что это еще не пункт назначения, а концентрационный лагерь Освенцим, нужно пройти процедуру дезинфекции, раздеться и пройти в помещение, где можно принять душ и помыться, а тогда уже они отдохнут и отправятся дальше.
Все притихли. Кто-то, как Франческа, поняли, что никакой Швейцарии они не увидят. Другие доверчиво поглядывали на конвоиров.
Перед дверями камеры дезинфекции женщины послушно снимали с себя одежду и заходили внутрь. А Франческа стала танцевать. Возбужденные этим невиданным зрелищем охранники всего на несколько секунд потеряли бдительность.
Балерине хватило этого, чтобы выхватить у одного из них пистолет и выстрелить. Три пули – три охранника упали замертво. Другие женщины бросились врассыпную, но все быстро прекратилось, когда немцы выпустили в них автоматную очередь.
Франческа Манн упала замертво. Ее танец перед палачами стал легендой. Отчаянная попытка сопротивления без надежды.