Ее красавицы-героини в старых советских фильмах как будто не из этого трезвого мира: в глазах – насмешка, губки сложены слегка презрительно. А сама актриса на низком старте, чтобы быстрее закончить всякие скучные дела и улететь в свою отдельную жизнь.
Ее мир всегда под градусом. Но только в нем Нине Масловой было легко, весело и бесстрашно. И только в нем она чувствовала себя главной и любимой.
*
*
Полвека так прожила, порхая из скучной трезвости в разгульное пьянство. А потом закрыла дверь в пьяный мир на крепкие засовы. И вернулась без оглядки в жизнь трезвую и правильную. Неужели получилось?
И сейчас, в 77 лет, можно достойно стареть, учить молодых, отмаливать старые грехи, не совершая новых? А что, так можно было?
Зацепила парой фраз и поворотом головы
Во всех фильмах она появлялась лишь на несколько минут. А в памяти зрителей закреплялась надолго наравне с главными персонажами. Ее роли написаны режиссерами не густым мазком, а как будто легкими прозрачными штрихами.
В них больше намеков, чем продуманных линий. Догадайся, мол, зритель, что за дива такая. И зритель включался в эту игру по разгадыванию, домысливанию образа. Таким образом, видимо, запоминал Нину Маслову во всех ее коротких появлениях на экране.
Красотка с первой парты
Образ красавицы Виктории Коровянской в сериале «Большая перемена», вообще, не был прописан изначально в сценарии. Но во время съемок режиссер Алексей Коренев посадил актрису на первую парту, дал несколько фраз и диалог с Савелием Крамаровым.
И вот уже образ ожил: красотка, которая нигде не работает, и не собирается этого делать. Но все про всех знает, особенно про мужчин. Не построит кооператив Крамаров – значит, построит кто-то другой.
Кстати, Маслова сама придумала реплику, которая стала крылатой. Ее Коровянская спрашивает Тимохина: «Что ты мне глазки строишь?» «А что я тебе, кооператив должен строить?» — парирует герой Крамарова.
Царица с фингалом
В комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» Нине Масловой приходилось не столько говорить, сколько есть. Шикарный царский стол был накрыт натуральными продуктами (режиссер расщедрился), и царица Марфа Васильевна, которую играла Маслова, ела красную икру ложками.
«Марфа Васильевна я», — лукаво ответила царю царица, а из-под опущенных ресниц актрисы вспыхнул огонек насмешки. То ли над Иваном Грозным, не признавшим собственную супругу. То ли над собой, учудившей гримерам веселую жизнь.
Дело в том, что Нина Маслова пришла на съемки с огромным фингалом под глазом – заехал очередной бойфренд на очередной пьянке. Поэтому грим накладывали долго и очень толсто. Оператор изворачивался, чтобы снимать нетронутую половину лица актрисы.
Режиссер заставил ее чуть склонить голову, чтобы замазанный фонарь не отсвечивал. А в результате появилось точное попадание в роль – так и должна царская супруга тупить глазки и склонять главу свою перед государем всея Руси.
Золотой унитаз для королевы из 38-й
Красотка из квартиры № 38 также молча, лишь одним томно-насмешливым взглядом развела на импортную сантехнику циничного Афоню из одноименной комедии. А мужчины всего СССР готовы были для магической красотки не только унитазы менять, но целые дворцы строить с югославскими кранами и ванными.
Но почему Нине Масловой не давали главные роли? Как бы мы любовались ею в какой-нибудь длинной, трехчасовой картине!
Главной роли не сыграла ни в кино, ни в жизни
Никаких козней соперниц или режиссерских интриг у Нины Масловой в жизни не было. Но и любви, теплоты, заботы не доставалось с детства.
Лишняя в собственной семье
27 ноября 1946 года высокопоставленный чиновник Константин Маслов стал папой – у него родилась дочь Ниночка. Но лапочка-дочка и красавица жена не удержали его в семье. Отец оставил дочь, когда ей было всего пять лет, и больше с ребенком никогда не общался.
Мама работала в школе и устраивала личную жизнь. Девочка оставалась надолго одна, крутя на патефоне пластинки, которыми была завалена вся комната. Мать сумела устроить себе личную жизнь, приведя нового папу в дом. Но семьи не получилось. Отчим не смог наладить отношения с маленькой девочкой, а мама не старалась сгладить конфликты.
В ответ на грубость и равнодушие Нина с раннего детства начала убегать из дома. Она могла сутками не появляться, бродяжничая все это время с уличными компаниями более старших ребят. С ними первый раз в свои 11 лет выпила портвейн. Вкус не понравился, но кайф от алкоголя получила. С тех пор спиртное стало нормой ее жизни.
Слишком короткая любовь кино
В школе девочка плохо училась, потому что постоянно бродяжничала. Даже переезд из Риги в Днепропетровск ничего не поменял. Чтобы получить аттестат, закончила 10 класс в вечерней школе, параллельно устроившись на подработку в НИИ. Получив заветные корочки, рванула с другом в Москву и поступила в технический вуз.
Прогуляв-пропьянствовав первый курс, была отчислена. Но особо не расстроилась – гидромелиорация никак не увлекла ее. «Такой красотке надо идти в артистки», — подзуживали окружающие, и Нина послушала совета. Ее приняли в школу-студию МХАТ на актерский факультет.
Педагоги пытались как-то удержать студентку от загулов: талантлива, зараза! Но даже их терпения не хватило, и на втором курсе ее опять отчислили.
На этот раз она переживала сильно. Набрала водки полную сумку и ушла в запой на несколько дней. Увидев дно последней бутылки, остановилась. Протрезвела, почистила перышки и отнесла документы во ВГИК, где ее опять охотно приняли.
После года обучения, к счастью, не отчислили. Наоборот, Нина получила первый свой эпизод в кино «Желаем успеха». До конца учебы она блеснула в коротких ролях еще в пяти фильмах. Неплохая практика для студента!
Именитые режиссеры давали ей роли. Но из актрисы эпизода она так и не выросла. И в кино не нашлось никого, для кого бы она стала главной.
Жена и Мать – несыгранные жизненные роли
Все мужчины капали слюнками на красавицу Нину. Пытались поймать порхающую бабочку в сети, совершенно не представляя, что с ней делать дальше.
Первый раз Нину позвали замуж в 20 лет. Она согласилась и стала готовить документы на выезд из страны. Но жених-болгарин, уехав на родину, забыл про свое прежнее сватовство, найдя себе новую, местную, пассию.
Новую рану на сердце она получила, влюбившись во Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Отношения завязались на съемках фильма «Русское поле». Владимир отвечал взаимностью.
Казалось, все хорошо. И вдруг на съемках появляется беременная Наталья Варлей. Только тогда Нина узнала, что ее возлюбленный женат и скоро станет отцом. Нина Маслова не не захотела играть роль любовницы и сама вышла из этого треугольника, закончив отношения.
Не ставшая Нине свекровью Нонна Мордюкова сосватала красавицу с большим чиновником. Маслова сходила замуж ровно на полгода. Потом объясняла причину развода тем, что муж оказался «бумажной душой».
Но не рассказывала, продолжалось ли ее пьянство в правительственных хоромах и под надзором неусыпных охранников.
О последующих браках Маслова даже не вспоминает. Она была популярна, ее окружали мужчины, веселые друзья и подруги. Есть своя квартира в Москве, а в ней всегда много спиртного и веселых компаний.
К 90-м годам закончилось кино и не стало денег. В доме тусят посторонние люди, нет ни заботливого мужа, ни милых детишек. В 50 лет поставлен смертельный диагноз. Тяжелое похмелье…
Крутой поворот
Сегодня зрители видят Нину Маслову постаревшую, но не подурневшую, серьезную такую, правильную. В новом веке актриса востребована и снялась во многих фильмах: «Тайны кино», «Тайна темной комнаты», «Благословите женщину» и др. Талант, говорят, не пропьешь. А вот себя потерять просто.
Зрители потеряли прежнюю Ниночку Маслову – дьвольски притягательную, разгульную чаровницу-насмешницу. Но обрели новую — Нину Константиновну, 77-летнюю матрону, прошедшую в этой жизни огонь и воду, и медные трубы. Немного женщин преодолевают алкоголизм.
Она смогла. В 50 лет после приговора врача, узнав, что может умереть хоть завтра, дорога повела ее в Храм. Молилась перед иконами, каялась богу, долго говорила с батюшкой. Через год алкоголь ушел из ее жизни насовсем.
И пришла осень жизни. Что вырастила за лето – то и припасешь на зиму. Припасов немного, но среди них главное – преодоление себя. Не каждому дано такое вырастить.
В 50 лет она попросила подругу: «Хороните меня под музыку «Танцуют все!» Интересно, какой трек к своей жизни она бы заказала сейчас, после 27 лет борьбы и победы с собой и своей зависимостью, после возвращения к людям, в реальный трезвый мир?
Не кажется ли ей эта жизнь пресной и серой? Или разглядела все краски, нашла новые цвета и мелодии?