Смуглая красавица с глубокими черными глазами, закутанная в яркое сари – такой мы видим индианку. Внешняя картинка великолепна.
Но давайте попробуем вместе с этой женщиной прожить какую-то часть ее жизни, попробуем понять, чем заполнены ее дни, каково ее окружение, счастлива ли она, спокойна ли?
Немного о традициях
Положение представительниц прекрасного пола в Индии никогда нельзя было назвать устойчивым и надежным. Женщина всегда считалась более низким по своей природе, по своему развитию существом, нежели мужчина.
Издревле сын был в семье продолжателем рода, именно он кормил постаревших родителей, он совершал специальные обряды, провожая отца и мать в последний путь. Девочка же была обузой: жить и трудиться она уходила в семью мужа, забирая с собой приданое.
Немного легче стало женщинам в ведический период: они могли становиться служительницами культа. Именно через жену мужчина мог приобщиться духовному, поэтому женщину стали почитать как носительницу высших духовных сил.
Однако это время быстро прошло. Со средних веков и практически до наших дней отношение к женщине вновь изменилось, ее статус был искусственно снижен, она была лишена многих прав. По сути, женщина стала приложением к мужчине и орудием деторождения.
Права женщин сегодня
В Индии в 1950 г. была принята Конституция, закрепившая равенство полов. В этом самом главном для страны документе было сказано, что равные права на жизнь, образование, труд, медицинскую помощь имеют и мужчины, и женщины. Мальчики и девочки до 14 лет должны бесплатно получать образование (далее – по желанию).
Теоретически индианка теперь может учиться и работать так же, как мужчина. Замуж она может выйти не ранее 18 лет (возраст жениха – не менее 21 года).
Если говорить о высших слоях общества, то там, действительно, картина меняется и закон соблюдается. Девушки получают хорошее образование, работают. Сами выбирают себе женихов (если вообще собираются замуж).
Но в бедных слоях все остается по-прежнему. Чем ниже уровень образования, тем сильнее приверженность традициям. В сущности, женщина остается бесправной, а ее положение зачастую, как отмечают туристы, «на ступень ниже, чем положение собаки».
Девочка, девушка, женщина: без радости и надежды
Забеременев, молодая замужняя женщина весь период ожидания ребенка пребывает в напряжении: ей необходимо, чтобы родился сын.
Рождение сына сразу обеспечит женщине почет и уважение, как в семье мужа, так и в обществе. К старости она добьется даже подчинения и поклонения, сможет командовать детьми и невестками.
Если же родится девочка – придется копить приданое, ввергать семью в дополнительные расходы. Закон о приданом, конечно, отменен несколько десятилетий назад, однако традиции по-прежнему соблюдаются, семья жениха приданое будет требовать.
Узнать пол будущего ребенка заранее нельзя: это запрещено законом. Правительство пытается бороться так с селективными абортами.
Конечно, женщины иногда обходят закон, дают взятки докторам, делают УЗИ – а затем аборт, если плод женского пола. Аборт делают подпольно. Иногда из-за антисанитарии и отсутствия медицинской помощи лишаются жизни сами…
Но вот наша молодая женщина все-таки доходила беременность, не стала узнавать пол ребенка заранее, испугалась последствий. У нее родилась дочь.
Дочка вырастет в непростых условиях. Она будет недоедать (самое лучшее достанется отцу, дядям, братьям, деду – мужчинам), ее почти не будут лечить, обучение ее будет минимальным – на уровне начальной школы.
Возможно, ее выдадут замуж лет в 10 – за взрослого мужчину. Вся ее дальнейшая жизнь пройдет в семье мужа, она будет заботиться о нем, почитать его, как Бога. Если же супруга станет недостаточно молиться за мужа, и он покинет этот свет, она фактически превратится в изгоя общества.
Вдову могут выгнать из дома собственные дети. Надев траурное белое сари, «недостойная», не сумевшая сберечь драгоценную жизнь мужчины, уйдет во Вриндаван – «город вдов».
Там она и проведет в специальном ашраме остаток дней своих (даже если ей всего лет 12) – в молитвах о муже, в тишине, без вкусной и просто достаточной для поддержания здоровья пищи, в том же белом сари, без единого украшения. Она будет лишена права петь и смеяться.
В последние годы вдовам стало чуть легче: активисты-волонтеры ищут их по всей стране, привозят в такие «города вдов», кормят, дают посильное дело, заново обучают радоваться жизни. Все-таки XXI век идет, позитивные изменения потихоньку, ка вода сквозь камни, просачиваются сквозь толщу дремучих традиций.
Если же женщине повезет, она выйдет замуж, родит мальчиков, а муж ее проживет долгую жизнь – ближе к концу своего земного существования она обретет почет. Она сумела с честью прожить, хотя и родилась женщиной. Теперь, возможно, ей повезет родиться в ином облике и статусе – после реинкарнации.
Если женщина в браке не рожает – ее называют унизительным словом «бандж». Термин означает, что жизнь такой женщина неполна. Каким бы талантом она ни обладала – выдающимися художественными, писательскими, педагогическими способностями, каким бы острым умом ни наделила женщину судьба, если нет детей – она – просто «бандж».
Тех, кто рожает только девочек, тоже не считают полноценными членами общества. «Вина» за рождение девочек и за бесплодие паре всегда ложится на женщину.
Что думают сами индианки
Мнения женщин Индии относительно предписанной им роли в обществе расходятся. Те, кому повезло родиться в богатых семьях, получают образование и начинают думать по-европейски, объединяются, создают организации по защите прав женщин.
Те, кто вырос в бедных патриархальных семьях, не противятся привычному укладу. Они рассуждают так: «Я родилась женщиной, значит, я ответственна за мужа и за семью. Такова моя судьба. Если я хорошо справлюсь со своими задачами, при следующем рождении мне достанется судьба получше, потому что я ее заслужила».
Уничижительный взгляд на саму себя и вековая покорность женщин позволяют процветать в Индии насилию, направленному против них же. Мужчина – царь и Бог, он может делать все, что пожелает, а женщина должна исполнять его волю и слушаться. Если насилие происходит в семье, полиция вовсе не вмешивается.
Если же насилие совершают незнакомые мужчины по отношению к женщине, примерно в 80% случаев она и не подумает написать заявление в полицию. Причина – считается, что в насилии виновата сама жертва, она провоцирует преступника своим «безнравственным» поведением.
В остальных 20% случаев, когда дело получает огласку, преступники отделываются минимальным наказанием. Нашумевшее дело с групповым насилием над студенткой Джиоти Сингх Пандей, прогремевшее несколько лет назад, нечастое исключение. Девушка погибла. Насильники понесли заслуженное серьезное наказание, их не простили.
При этом сами они вовсе не считали, что совершили преступление, по сути, жестокое убийство: они «преподавали уроки нравственности» девушке, которая вела себя «неподобающе»: позволила себе сходить в кино с мужчиной.
Индия — страна загадочная и для нас непостижимая. Она хранит много интересных традиций. Но отношение к женщине, словно к существу второсортному, чья жизнь ничего не стоит – это атавизм, который, будем надеяться, вскоре отойдет в прошлое.
Женщины Индии наконец расправят крылья и почувствуют, что они во всем равны мужчинам и абсолютно свободны.