Говорить она могла с трудом, но такой была плата за популярность. Хорошенькая Франсина де Диллон держала за щекой столь крупный предмет, что он норовил вот-вот выпасть наружу. Приходилось быть очень аккуратной, но со временем она привыкла.
В 1746 году в моде были кругленькие, словно ангельские личики. И тем, кто не соответствовал эталону, приходилось непросто.
Король Франции Людовик Пятнадцатый обожал юных и прекрасных девушек. Именно с его лёгкой руки при Дворе появился новый идеал красоты: ценилась свежесть, молочная белизна кожи и яркий естественный румянец.
Красавицы должны были напоминать небесных ангелов – всегда юные и чуть пухленькие. Именно такие нравились королю!
Женское лицо вызывало восторг, если оно имело приятную округлость. Острые подбородки и выдающиеся скулы считали признаком нездоровья. Молоденькая красавица середины XVIII века должна была напоминать сдобную булочку! Чтобы каждый мечтал откусить кусочек!
Но, конечно, красота – не вечна. Молодость – явление временное. Что было делать остальным? Приходилось идти на уловки. И вот тогда придумали целый арсенал изумительных средств для создания нужного образа.
Если у девушки были впалые щёки, если она отличалась худобой, ей предлагали носить маленькие подушечки под платьем. А за щекой следовало держать специальные шарики!
Тогда лицо приобретало те самые мягкие черты, которые так превозносили художники и поэты. Франсина де Диллон была одной из многих, кто прибегал к этим уловкам.
Шарики для щёк делали из разных материалов. Иногда это был хлебный мякиш, который предварительно выдерживали в сахарном сиропе. Иногда – крепко сшитые кусочки обычной кожи.
С такими предметами во рту разговаривать было трудно, приходилось только загадочно улыбаться. Впрочем, на балу или на большом королевском празднике, чаще требовалось произвести впечатление своим внешним видом, чем искусством общения.
Считается, что одной из первых придумала носить шарики за щекой королева Англии Елизавета I Тюдор, в шестнадцатом столетии. Она была худощава с самого рождения, а со временем и вовсе словно высохла. Добавим к этому такой неприятный момент, как выпадение зубов. Дело в том, что королева Елизавета очень любила сладкое!
А от него, как известно, портятся зубы… Вот поэтому-то к пятидесяти годам щёки у её величества стали заметно впалыми. Не было достаточного количества зубов, поэтому изменился овал лица! Придирчиво рассматривая себя в зеркале, королева решила исправить этот недостаток.
Но во времена Елизаветы к шарикам за щекой прибегали еще нечасто, а потом на целых сто лет идеал красоты изменился… И вот в восемнадцатом столетии красивые румяные щёчки снова вошли в моду.
Чтобы добиться молочной белизны кожи, женщины активно её белили. Получалась настоящая маска, но зато – не видно морщин. А сверху ещё накладывали изрядный слой румян, а потом говорящие мушки. Каждая – со своим смыслом! Точно на такие же ухищрения шли и мужчины… А что поделаешь, если в моде – вечная юность?
Поскольку люди всех возрастов прибегали к одним и тем же средствам, придворные короля Людовика XV стали невероятно похожи друг на друга, словно из-под копирки. И возраст у всех был каким-то средним, непонятным. Юноша с белым лицом мог стоять рядом с пожилым господином, и никто не смог бы сказать, сколько каждому лет.
Мужчины в то время носили чулки, плотно облегающие ноги. Чтобы исправить природную кривизну, или не казаться слишком худыми, они использовали… специальные накладки на икры!
Те прочно крепились к ногам лентами или бинтами, и только потом надевались чулки и панталоны. Ходить следовало осторожно, чтобы случайно не потерять «икру». Гонка за молодостью была повсеместной!
А сейчас все с точностью до наоборот. Женщины во всем мире избавляются от щёк и удаляют так называемые «комки Биша», чтобы лицо казалось более вытянутым, впалым. Чтобы скулы и подбородок резко выделялись!
Самые привлекательные девушки времен Людовика XV у нас не попали бы на районный конкурс красоты, а наших современниц не пустили бы на порог Версаля! Вот такая она – изменчивая мода!
С шариками за щекой были курьезные случаи. Некоторые девушки их глотали, другие выплевывали прямо посреди бала, если случался приступ кашля.
А бедняжка Франсина ими подавилась, о чем поведал нам в своих мемуарах её современник, писатель Жан-Франсуа Мармонтель. Помочь девушке, к сожалению, не успели. Если красота требует жертв, то вот вам самый очевидный пример.
Культ «вечной молодости» продолжался до конца XVIII века. Тогда тон стали задавать дамы постарше – вроде Терезы Тальен или Жозефины де Богарнэ. А над теми, кто продолжал белить лица уже посмеивались. И шарики были уже не нужны!