Локоны струились по плечам – блестящие, густые… Тонкую талию подчеркивал алый шёлковый пояс с бахромой на восточный манер. Эта юная красавица, только что выпорхнувшая на сцену, заставила весь зал аплодировать стоя.
Петербургская публика 1751 года отлично знала, что её обманывают. Но так было положено! Дело в том, что аплодисменты срывали совсем не девушки!
— Хорош. – Довольно произнесла императрица Елизавета Петровна и потрепала паренька по щеке.
Восемнадцатилетний юноша от смущения густо покраснел, и это так развеселило императрицу, что она тотчас сняла с пальца бриллиантовый перстень и вложила в руку скромному актёру.
Ваня Нарыков, действительно, отличался какой-то божественной, ангельской красотой: у него были огромные голубые глаза, похожие на озёра, вьющиеся пепельные волосы и изящный стан.
Именно Ванина красота проложила ему путь наверх – сначала очаровательного мальчика пригласили в Ярославский театр, затем он успешно гастролировал в Петербурге. Сама государыня пришла в восторг от его внешних данных и повелела немедленно зачислить его в придворные актеры. И фамилию поменяли.
Был бедный отрок Ваня Нарыков, стал популярный актер Иван Дмитриевский с жалованьем в 300 рублей в год. Играть приходилось женские роли, потому что женщин на русской театральной сцене долго не было!
Помните фильм Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!». Ту самую, первую часть? В первой серии фильма мы узнаем, что гардемарин Алёша Корсак успешно играет в театре, причем исключительно «мамзелей».
И богатая знатная дама Анна Гавриловна Бестужева одаривает его дорогими безделушками и деньгами, поскольку ей нравится этот милый мальчик. Так вот женственное амплуа Алёши Корсака – не плод воображения сценариста. На самом деле, в театр, на сцену, женщин очень долго не пускали!
Причем так было не только в нашей стране! В Англии, во времена Шекспира, женские роли исполняли исключительно мужчины-актёры. Ситуация в корне поменялась в середине XVII века, когда трон занял большой любитель женщин, король Карл II.
С хорошеньким личиком в ту пору можно было многого добиться! Простолюдинка Нелл Гвин стала возлюбленной короля, а ведь начинала как дочь Монтесумы на сцене театра! Именно при Карле Втором женщины завоевали подмостки и воцарились на них.
Испанцы тоже неодобрительно относились к женской актёрской профессии. Вот и в России игру на сцене считали привилегией мужчин.
Так что Иван Дмитриевский был нарасхват – его природная худоба позволяла ему легко облачаться в шелка и бархат, он коллекционировал пышные парики и научился говорить голосом, тоньше, чем его собственный. Совсем не девушки очаровывали публику!
В августе 1756 года императрица Елизавета Петровна постановила открыть на Васильевском острове, в бывшем доме графа Головкина, Русский театр для представления комедий и трагедий. Дмитриевский быстро стал в нем «примой»… Но вскоре его «подвинули».
Впервые в театральный штат были зачислены некая актриса Зорина, певица Авдотья Михайлова и две сестры – Мария и Ольга. Поначалу они использовались только для второстепенных ролей, больше учились мастерству, но со временем стало ясно – женщины в женских ролях смотрятся куда лучше любого талантливого мужчины!
— Придется вам, сударь, переходить на мужские роли. – Сказали Дмитриевскому в дирекции театра. А он только улыбнулся. Главное, не это. Главное – что не прогоняют!
Он славился легким уживчивым нравом и вскоре там же, в театре, встретил свою любовь. В сентябре 1758 года любимый актер императрицы женился на Аграфене Мусиной-Пушкиной. Елизавета Петровна сама поздравила молодых и осыпала их подарками.
Иван и Аграфена были очень счастливы в браке! Они понимали друг друга, отлично дополняли, у них родились десять детей, и карьера постоянно шла в гору. Уже следующая императрица, Екатерина II, назвала Дмитриевского «первым русским актером» и отправила его в командировку в Европу, чтобы познакомиться, как устроено театральное дело за рубежом.
В 1783-м его назначили «инспектором российских актеров». Юноша, который выходил на сцену в женском платье, превратился в уважаемого солидного человека, дающего уроки театрального мастерства, во влиятельного чиновника и все еще продолжал играть.
Женщины теперь властвовали на сцене. Но свою славу Дмитриевский испил до дна – его единственного из актеров пригласили в Российскую академию, он писал отзывы о спектаклях, и совсем было попрощался со зрителями в январе 1799-го… Однако события 1812 года снова призвали его на сцену
Когда французы были уже под Москвой, он, для ободрения публики, сыграл героическую роль в спектакле. Совершенно бесплатно! Попасть на постановку мог любой зритель!
Император Александр I, узнавший об этом, прислал пожилому актёру личные благодарности за самоотверженность и бриллиантовый же перстень. Не хуже, чем дарила Елизавета Петровна!
Иван Дмитриевский скончался в 1821-м году. Его провожали толпы поклонников и поклонниц. Многие из них не застали те времена, когда женские роли играли совсем не девушки. И им трудно было представить, что этот почтенный муж в бархатном камзоле, над которым произносят столь торжественные речи, тоже когда-то блистал в роли хорошеньких служанок.