Небольшое государство Бангладеш расположено в Южной Азии. Оно не так уж часто попадает в ленту новостей, поэтому мы мало что знаем об этой весьма экзотической для нас стране.
Об уровне развития государства можно судить по положению в нем представительниц прекрасного пола: безопасно ли женщинам? Получают ли они образование? Могут ли работать наравне с мужчинами? Как обстоит дело с медицинской помощью?
Давайте посмотрим, как живется бангладешкам.
Первое, что можно заметить, если углубиться в различные статистические отчеты, — женщин здесь меньше, чем мужчин. В развитых странах обычно бывает наоборот: продолжительность жизни представительниц прекрасного пола выше, поэтому в какой-то момент дамы «перегоняют» кавалеров: их становится большинство.
В Бангладеш все не так. Женщины не живут долго: сказывается отсутствие нормальной медицинской помощи, частые роды (первые приходятся обычно на совсем юный возраст, еще до совершеннолетия), практика селективных абортов.
Если в семье рождается девочка, родители редко испытывают ощущение безоблачного счастья: дочь надо кормить, а потом – пристроить замуж, причем для этого требуется внушительное приданое.
Согласно действующему закону, девушка может выйти замуж до 18 лет. Власти объясняют такое снисхождение к ранним бракам тем, что, если в семье девушка беременеет, это накладывает позор и на нее, и на семью. Чтобы избавить от общественного осуждения саму девочку и ее семью, ее можно выдать замуж: это законно.
Закон и ислам
В Бангладеш действует конституция, где прямо говорится о гендерном равенстве. Однако наряду с конституцией законную силу имеют нормы ислама, согласно которым представительницы прекрасного пола изначально не равны мужчинам.
Последователей ислама в стране больше 80%, поэтому неудивительно, что его догмы воспринимаются как правильные и подлежащие обязательному соблюдению.
С некоторых пор власти Бангладеш все же пытаются исправить сложную ситуацию, предоставляя женской части населения возможность бороться за свои права. Так, в начале «нулевых» был принят закон о противодействии преступности, посвященный обычаю обливать кислотой «провинившихся» женщин (например, девушка была «неподобающе» одета, якобы изменила мужу и т.д.).
Приняли также закон о запрещении приданого – для того чтобы сократить количество селективных абортов и ограничить возможность откровенной продажи дочерей отцами ввиду финансовых затруднений, которые испытывает семья с появлением дочери.
Но все это помогает плохо. Пока в обществе распространены чрезвычайно консервативные взгляды на женщину и ее роль в обществе и семье.
Да, бангладешки могут работать (теоретически – ведь это им не запрещено), но на практике такое случается нечасто, девушек после замужества обязывают заниматься родителями мужа, мужем и собственными детьми, и только. Образование получить – непростая задача для жительницы Бангладеш.
Впрочем, не бывает правил без исключений. Так, за историю страны дважды пост премьер-министра занимали женщины. Это уже большое достижение для столь консервативного и патриархального государства.
Обычно и сами женщины не слишком активны – традиции в этой стране очень сильны. Но существуют организации, борющиеся за расширение прав гражданок Бангладеш, например, Ассоциация женщин-юристов.
Торговля телом
Бангладеш – одна из немногих стран мира, где проституция разрешена. Публичные дома вполне легальны. Их «служащие» обязаны регулярно проходить медицинские осмотры, регистрироваться. На практике это далеко не всегда соблюдается.
Проституция приносит огромные деньги, но не самим «работницам», а хозяйкам притонов и сутенерам.
Как может попасть девушка в такое страшное место – дом терпимости? Обычно истории похожи: девочек продают родители, отчаявшиеся прокормить остальных ребятишек (семьи в Бангладеш большие, официально разрешено многоженство, поэтому у мужчины может быть множество детей от нескольких супруг).
Девочка лет 12 считается достаточно взрослой, чтобы начать трудиться в этой индустрии. Клиенты очень ценят именно таких юных девочек-подростков.
Работа тяжелая, в день по нескольку человек, при этом «клиент всегда прав», он может оказаться агрессивным или отказаться от использования средств защиты. У девушки в таком случае может родиться ребенок, которого она вынуждена растить прямо в «доме терпимости».
Девочку впоследствии ждет то же будущее, что и мать, а мальчика – работа сутенером.
В Бангладеш есть целые деревни (или поселения?), представляющие собой огромные публичные дома. Живущие в них девушки сначала отрабатывают те деньги, которые затратила на их покупку хозяйка. Затем, когда «долг» отдан, девушка может стать «независимой труженицей». Ее заработки очень неплохи – по меркам страны, где множество людей живет за чертой бедности.
Чтобы защитить себя, такая самостоятельная «жрица любви» иногда выбирает «мужа» — мужчину, который обеспечивает ей физическую защиту от агрессивных клиентов и вообще оберегает от неприятностей. Такому кавалеру девушка платит.
Порой «независимых работниц» зовут замуж, но далеко не каждая девушка решается стать официальной супругой: ведь это ей ничего не дает, зато муж сможет прибрать к рукам все ее деньги.
Никакой борьбы с такими «домами любви» правительство не ведет. Более того, их поддерживает само население страны! В 2014 году, когда руководство государства все же снесло Кандапару – знаменитый район, практически город, где все жительницы промышляли древнейшей профессией, — Ассоциация женщин-правозащитниц выступила за восстановление этого места.
Почему? Все просто: здесь женщины могут заработать на жизнь себе и детям и даже выбиться из нищеты. В противном случае их ждет голод – ведь все «нормальные» рабочие места заняты мужчинами.
Женщинам в Бангладеш приходится несладко. Это подтверждается и фотографиями, с которых на нас смотрят серьезные, печальные глаза, а в закутанных в сари фигурах заметна обреченная покорность судьбе.
То, что кажется нам невероятным, то, что выходит за рамки разумного – для них – обычная повседневность. Это другой мир. Чем скорее его коснутся обновления и перемены, тем лучше. И тогда, может быть, эти женщины в ярких одеждах станут смелее улыбаться – просто оттого, что жизнь прекрасна.