«Остановись, ты убьёшь его! Это же посол Франции»: любимая ученица Герасимова Лора Кронберг сыграла свою главную роль совсем не в кино

Последние 30 лет жизни о Ларисе Кронберг-Соболевской говорили в прошедшем времени, хотя все эти годы она была жива. Замечательная актриса, красавица, любимая женщина восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля.

А еще эта роскошная и ослепительная артистка оставила свой след в истории нашей страны, хотя и сегодня отношение к ней остается противоречивым.

Одни восхищаются ее ролями и талантом разведчицы, другие клеймят распутницей и осуждают за аморальные, по их мнению, поступки.

Сколько у нее было мужчин, кого из них она действительно любила, а кого использовала, не узнать уже никогда. Эту тайну Лариса Кронберг унесла с собой…

Лариса Кронберг родилась в 1929 году в интернациональной семье. Её мать была шведкой, отец – этническим поляком, военнослужащим. Семейство часто переезжало с места на место, пока не обосновалось в подмосковном Подольске.

Здесь Лора окончила школу с серебряной медалью. После с легкостью поступила во ВГИК на курс Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. Последний прочил блестящую карьеру своей студентке.

Ты будешь бриллиантом для любого режиссера. Не подведи меня в будущем,- говорил Герасимов своей любимице.

И она не подвела! Причем не только на актерском поприще. В девятнадцать лет Лариса вышла замуж за горячего грузинского парня, родила сына и оставила учебу в институте. Но спустя пару лет восстановилась и в 1954 году получила диплом.

Ее кинодебют пришелся на середину пятидесятых. Первая же роль принесла молодой актрисе успех. В фильме «Большая семья» ей достался образ работницы завода Зины Ивановой. Актерский состав картины даже отметили специальной номинацией на Каннском фестивале.

А далее были другие проекты с ее участием, ставшие классикой нашего кино: «Девушка с гитарой», «Звезды на крыльях», «Олеко Дундич», «Они встретились в пути». Одним словом, история Кронберг не отличалась бы от десятков биографий советских артисток, если бы не одно большое «НО»…

В пятидесятые годы прошлого века США и СССР находились в состоянии холодной войны. Кремль всеми силами пытался снизить степень влияния американцев в странах Западной Европы. Франция могла оказаться надежным союзником в подобных делах.

Но без высокопоставленного шпиона, который мог бы слить руководству нашей страны планы нового правительства Франции, было не обойтись. Большая игра началась в декабре 1955 года, когда в Москву из Парижа прибыл новый посол.

Морис Дежан был очень влиятельным человеком. Давний и близкий друг президента страны Шарля де Голля, участник французского Сопротивления. Лучшего кандидата для вербовки было не сыскать. Но как привлечь его к сотрудничеству? Деньги француза не интересовали. Зато у пятидесятилетнего семейного человека была другая слабость — он обожал красивых блондинок.

К слову, способ вербовки с привлечением «медовой ловушки», выступающей в роли приманки, с успехом используется и сегодня практически всеми спецслужбами мира. Но детали и имена героинь шпионских страстей, как правило, не разглашаются.

Все было бы шито-крыто и в этой истории, если бы осенью 1964 года внештатный сотрудник экстра-класса КГБ Юрий Кротков не сбежал в Лондон. За границей он и вытащил на публику историю вербовки французского посла, назвав реальные имена всех участников, явки и пароли.

Ну а тогда, десятью годами ранее, КГБ оставалось лишь расставить сети и поймать добычу на живца. Лора Кронберг казалась идеальной кандидаткой на роль искусительницы.

Почему выбор пал именно на нее — неудивительно. Пленительная внешность в сочетании с острым умом, могучим интеллектом и прекрасным чувством юмора. К тому же артистка свободно владела английским и французским языками. В составленном на Ларису досье говорилось, что она склонна иногда напиться и нарушить дисциплину. Тем не менее на Лубянке решили рискнуть.

Противилась ли кинодива отведенной ей компетентными органами роли? Вряд ли. Так она ощущала определенную власть, адреналин. Ей будто доверили главную роль в кино про шпионов, с которой она, нужно заметить, справилась блестяще.

Кстати, часто Кронберг называют другой фамилией – Соболевская. Никто не знает, почему. Возможно, это и был оперативный псевдоним русской Мата Хари.

Вербовочная разработка французского дипломата длилась почти три года. И когда пришло время, на «сцену» выпустили красавицу Соболевскую. На одном из закрытых приемов маститый поэт Сергей Михалков и его супруга Наталья Кончаловская представили советскую диву французу. Та сразу же очаровала посла, наивно поверившего в её рассказы.

Лора в красках описывала любовнику, насколько ревнив и суров её супруг-геолог, избивавший жену при малейшем подозрении на флирт. Но ей повезло, ведь домашний тиран работает сейчас далеко — где-то там, за Уралом.

У Кронберг и Дежана завязался роман. А через несколько месяцев предоставился и подходящий случай. Жена дипломата отправилась в Европу навестить близких. Лариса предложила возлюбленному отпраздновать его свободу у себя дома.

Во время свидания в квартиру ворвался якобы муж-рогоносец с другом-геологом, по совместительству агенты госбезопасности. Один из них набросился на Мориса с кулаками. «Разъяренный ревнивец» кричал и угрожал советским судом.

Перед этим глава Второго управления Комитета госбезопасности Олег Грибанов сделал сотрудникам, участвующим в операции, внушение:

Я хочу, чтобы вы его сломили. Сделайте так, чтобы Дежан по-настоящему почувствовал боль. Наведите на него ужас. Но предупреждаю — ни одного синяка или пореза на лице. Или я вас сгною в лагерях!

В тот вечер Дежана изрядно избили. В пылу потасовки досталось и Лоре, которая кричала «мужу»:

Остановись, ты убьёшь его! Это же посол Франции…

На теле актрисы расплывались синяки и кровоподтеки. Но разве это было так важно?! Ее миссия была выполнена. Кронберг блестяще справилась с заданием, за успех в котором получила золотые часы с россыпью бриллиантов именитой швейцарской фирмы.

Чтобы избежать скандала, Дежану пришлось обратиться к советским органам за помощью. И они с радостью «помогли», сделав его своим агентом на целых шесть лет.

К слову, это сотрудничество проходило не бескорыстно. Дипломату платили солидные гонорары за его публикации и международные обзоры в советской прессе. И все было в шоколаде, пока не появился Кротков и не пролил свет на всю эту историю.

Посла отозвали и провели тщательное расследование его деятельности. К счастью, все закончилось для него благополучно. Французской контрразведке не удалось доказать причастность Дежана к передаче секретных сведений Кремлю.

Он отделался лишь увольнением. А позже даже умудрился возглавить ассоциацию «Франция-СССР» и еще долгое время продолжал улучшать взаимоотношения между двумя странами.

Лариса Кронберг-Соболевская вернулась к своей непосредственной профессии и еще часто, хоть и малозаметно, снималась в кино до конца 80-х годов. Но кто сейчас вспомнит гостью Городничего из экранизации Гоголя «Инкогнито из Петербурга»? Или Марию Николаевну из кинохита «Возвращение Будулая»?

Тем не менее работа занимала все ее время. Актриса редко находилась дома. Единственный сын проживал с отцом в Грузии, куда мать его с легкостью отпустила. Она практически его не видела и очень редко звонила. В итоге парень пошел по кривой дорожке, стал употреблять наркотики и скончался в 27 лет от передозировки.

Смелая, дерзкая, красивая, она по-прежнему сводила с ума мужчин. Именно в этот период в жизни актрисы появился Михаил Таль – маэстро шахматной игры.

Они оба любили рестораны, вечеринки, красивые дорогие вещи и совершенно не интересовались обыденными делами. Одним словом, наслаждались жизнью на полную катушку. С шахматных турниров в Европе или Америке звезда и любимец публики присылал любимой трогательные письма со стихами. По возвращении осыпал подарками.

Жена Михаила Салли Ландау проживала в Риге и знала о романе мужа. Но сама находилась в уязвимом положении. Дело в том, что незадолго до измены Таля ему стало известно и о ее романе с одним из министров Латвийской ССР.

С тех пор, как правда раскрылась, Михаил думал только о разводе, чтобы уже ничего не мешало его настоящему счастью. Таль и Кронберг планировали пожениться, но хроническая болезнь почек сделала из шахматиста наркомана. Страдая от сильных болей, спортсмен незаметно подсел на морфий. Это привело к зависимости и бесконечным ломкам.

Лариса, как могла, ухаживала за любимым: купала его, кормила с ложечки, сидела ночью у его кровати. Но в сердце шахматиста оставалось для нее все меньше и меньше места. В перерывах между приступами боли и обострений Михаил все чаще стал вспоминать Салли и их сына Геру, которые по-прежнему оставались в Риге.

Его страсть к Лоре постепенно угасала. Он уже не желал ее, как прежде…

Расставались они тяжело. Каждый переживал этот разрыв по своему. Говорили, что для нее это стало кошмаром, катастрофой и горем. Ему же не нужны были лишние напоминания о произошедшем.

Через десять лет, в 1980 году, Таль прочел переведенную на русский язык и изданную эмигрантскими кругами книгу Джона Бэррона о КГБ. Во всех подробностях журналист описал и дело Дежана. Но это уже не имело никакого значения, шахматист порвал с Ларисой задолго до того, как раскрыл её тайну.

Таль позже женился на своей машинистке, которая родила ему дочь и прожил ещё более 20 лет. А вот Лора, расставшись с Михаилом, больше не смогла найти того единственного. Мужчины появлялись в жизни артистки и уходили почти бесследно. Любовь и семейная жизнь так и остались для нее несбыточным желанием.

Уже после смерти шахматиста в одном из источников появилась информация, что Михаил Таль был лишь очередным заданием Кронберг от КГБ. В ее задачу входило знакомство и последующие отношения. Подстроить измену жены помогли спецслужбы СССР.

Цель была одна единственная — не допустить эмиграции спортсмена за границу. Как видим, задание шпионка успешно выполнила. Но какой ценой!

Что в этой истории правда, что вымысел, мы, скорей всего, не узнаем. Лариса Ивановна никогда не делилась своими делами и переживаниями даже с ближайшими подругами — Аллой Ларионовой и Нонной Мордюковой. Известно, что последняя выбила для Лоры квартиру. Это уже сейчас всем понятно, от какого ведомства Кронберг получила новое жилище, а тогда все делалось под прикрытием.

Остаток жизни актриса прожила в уединении. Её одолевала хроническая астма. Поддержка оказывалась только со стороны Гильдии актеров кино и соцслужб. Работница этого заведения и обратилась в полицию, когда артистка перестала выходить на связь.

Взломав дверь, те обнаружила уже мертвую женщину, сидящую на диване. Вскрытие показало, что она скончалась вечером 22 апреля 2017 года. Ей было 87 лет.

PS: Несколько раз телевизионщики пытались снять программу о Ларисе Кронберг-Соболевской. Но каждый раз получали от спецслужб запрет на съемки.

Оцените статью
«Остановись, ты убьёшь его! Это же посол Франции»: любимая ученица Герасимова Лора Кронберг сыграла свою главную роль совсем не в кино
«Я вёл се­бя сквер­но, скан­да­лил, изображал са­мо­ду­ра». Молодость режиссёра Виктора Мережко