Зависть коллег, звон бокалов, КГБ: как вспыхнуло и угасло чувство самой растиражированной советской пары

У обоих за плечами два брака. У него — два сына. У нее — три. У обоих — склонность к музыке, и невозможность представить свою жизнь вне творчества.

Высоцкого пока не знают не только за рубежом, но и в родной стране, где уже слышали его голос, доносящийся с магнитофонных лент, но не очень знают его в лицо.

А вот Марина уже в 16 лет была удостоена премии имени Сюзанны Бланшетти, а на момент знакомства с Высоцким была состоявшейся актрисой – снялась в дюжине фильмов и была всемирно известной обладательницей приза Каннского фестиваля.

В тот самый день иностранную гостью Марину Влади пригласили в Театр на Таганке. На сцене играли «Пугачева» по Есенину, в роли Хлопуши был Владимир Высоцкий.

«На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей — некоего Владимира Высоцкого.

Как и весь зал, я потрясена силой, отчаяньем, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени» (с)

Марину с удовольствием принимали в СССР. Во-первых, европейская актриса с русскими корнями. Во-вторых, она открыто высказывала симпатии к советскому режиму (что странно, ибо ее родители в свое время бежали из этой страны). Поговаривали, что Марина имела связь с КГБ, это же твердили и о самом Высоцком, но документальных подтверждений этому нет, все на уровне слухов.

Итак, спектакль произвел на Марину огромное впечатление. И после представления Влади с Высоцким оказались за одним столиком в ресторане.

О том вечере она напишет спустя 9 лет после его смерти – в своей книге, посвященной Высоцкому.

«Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз.

Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре.

А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь — ты смотришь на меня. — Наконец-то я встретил вас».

Не стоит забывать, что вся эта феерия происходит, в общем-то, с женатым мужчиной. Высоцкого обычно все оправдывают – мол, гению все можно. Лично я так не считаю, но кто я, чтобы осуждать поступки такого человека?

Кстати, вот как Марина прошлась в своей книге по Людмиле Абрамовой и сыновьям Высоцкого: «В начале нашей совместной жизни ты мечтал о ребенке. Рождение двух сыновей, навязанное хитростями твоей жены, которая сообщала тебе об этом лишь тогда, когда уже было поздно что-либо предпринимать, привело тебя в отчаяние».

Тот вечер в ресторане положил начало их отношениям. Она уехала назад во Францию, но о новом знакомом не забывала.

В 1968 году Влади получила приглашение на съемки фильма о жизни Чехова «Сюжет для небольшого рассказа», где вновь пересекается с Высоцким. И на этот раз они уже почти не расставались. Кстати, его сыновьям тогда было 6 и 4 года. Но для отца чувства и карьера были на первом месте, дети… не на первом. И не на втором.

Конечно, отношения пары были видны невооруженным взглядом. Конечно, они вызывали пересуды и завись у коллег. К примеру, Андрон Кончаловский в своих мемуарах «Возвышающий обман» признается в попытке поиздеваться над «плебеем Высоцким, вырядившимся в нелепые для ресторана кожаные джинсы».

Ни с того ни с сего Михалков-Кончаловский произнес, глядя Высоцкому в глаза: «Володя, все твои песни — го*но! Ты это понимаешь? У тебя есть только одна хорошая песня». Высоцкий продолжал петь и не только «Охоту на волков». У поэта уже был целый цикл замечательных песен.

И когда Марину Влади, к тому времени уже ставшей женой Высоцкого, спрашивали, неужели она не смогла найти себе мужа во всей Франции, она полушутя-полусерьезно отвечала: «Там — шарман, здесь — мужик».

1970 год, наверное, был пиком их чувств. А потом были периоды разлуки: Влади уезжала сниматься в другие страны, и не всегда удавалось пересечься с мужем. Он пил-гулял-лечился-снова пил, в итоге и вовсе стал жить с молодой девушкой (будучи женатым на Влади).

13 января 1970 года состоялась их свадьба. Общих детей у пары не было, что вполне стыкуется со слухами о том, что этот роман был спровоцирован и навязан и ей, и ему в интересах КГБ. Возможно, по первой их чувства и были искренними, а потом их «взяло в оборот» государство в своих целях.

В последние пять лет своей жизни Высоцкий был влюблен и жил с молодой Оксаной Афанасьевой, это не было ни для кого секретом. Но красивая картинка брака и любви с Влади присутствовала (зачем? для кого?) до последних дней Высоцкого.

Культовый бард скончался в июле 1980, ровно через 10 лет после свадьбы с Мариной. Ему было 42 года.

После смерти Высоцкого Влади уехала «на постоянку» жить во Францию. Там она жила затворницей. От затяжной депрессии Марину спас врач-онколог Леон Шварценберг. Много лет он лечил от рака сестру актрисы. Леон ушел от жены и сына, оставив им дом, и попросил Марину временно его приютить. «Временно» затянулось на 23 года…

Злая ирония судьбы: онколог Шварценберг умер от рака. В последние месяцы его жизни Марина, чтобы заглушить боль и страх, начала прикладываться к бутылке. После смерти мужа вновь погрузилась в длительную депрессию.

Таким образом, Влади похоронила двоих любимых мужей. Старший сын Игорь (от первого брака актрисы) попал в автокатастрофу и долгое время пролежал в коме. Его дочери — внучки Марины, ехавшие вместе с отцом, — скончались.

А Франция вспоминает жутковатую историю, когда актриса серьезно опоздала на пресс-конференцию. Ворвалась в зал, и с порога сообщила: «Простите за опоздание! У меня сегодня внук умер, потом машину негде было поставить…»

Увидев ужас на лицах журналистов, поспешила объясниться: «Ой, ну вы понимаете, сын с невесткой такую истерику закатили! Пришлось их успокаивать, как маленьких. А ребеночку и недели не было, в родильном доме умер».

Однако несмотря на «железное сердце» и пренебрежение к смерти, Марина Влади до сих пор твердит одно: «Самое большое счастье — это жить. Я стольких похоронила: мужей, родителей, сестер, детей. Мне теперь нужно жить не только за себя, но и за своих покойников».

В этом году Марина Влади встретила свое 85-летие.

Оцените статью
Зависть коллег, звон бокалов, КГБ: как вспыхнуло и угасло чувство самой растиражированной советской пары
Ольга Викланд: она жила под одной крышей с двумя мужьями и не боялась осуждения