Весной 1980-го года состоялась премьера трехсерийного драматического сериала «Овод». Одна из главных ролей досталась начинающему актеру Андрею Харитонову, который учился на втором курсе Киевского национального университета театра. Буквально за несколько вечеров он превратился из никому не известного студента в артиста, которого начала узнавать вся страна.
Его история необычна тем, что на протяжении последующей карьеры он не стремился повторить грандиозный успех, пришедший к нему благодаря природной красоте. Он желал найти применение таланту в другой творческой области, но слава и актерская профессия не позволяли этого сделать.
Харитонов был действительно талантлив — еще пятилетним мальчишкой написал первые стихи, затем попробовал себя в режиссуре, книжной графике и в качестве телеведущего. Изначально он пытался достичь больших высот и в актерском ремесле. Тем более, после оглушительного успеха «Овода» интересные роли сыпались как из рога изобилия.
Среди наиболее ярких работ можно выделить: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тайна «Черных дроздов» и конечно «Человек-невидимка». К сожалению ни одна из картин не стала хитом. Харитонов прекрасно понимал, что его время постепенно уходит.
— «Я знал, что «героями» могут быть до тридцати. Затем придется играть пап, дядюшек или дедушек. Иными словами — создавать для «героя» антикварно-художественный фон. Конечно, встречаются и примеры долгожительства, но это исключение. Обычно век звезды длится не больше 10 лет», — рассказывал артист в одном из интервью.
Благодаря этому пониманию он все активней пробовал себя в разных «началах». Так в 1984-ом Андрей Игоревич вошел в труппу Малого театра. Со временем он пришел к осознанию, что актерская профессия ему попросту надоела.
Тогда он взял академический отпуск и отправился снимать «Жажду страсти», которая громко прошла по различным фестивалям и ушла в забвение. Тем временем руководство театра отказалось принимать обратно свою звезду, поэтому Харитонов предпринял попытку обосноваться на телевидении.
Он срежиссировал немалое количество телепередач, пытаясь нащупать правильное направление. Однако его режиссерские проекты быстро покидали эфир. Вернуться к съемке полнометражного кино в тот период не представлялось возможным.
От безысходности Харитонов начал выпивать и едва не скатился в пропасть, благо вовремя нашел силы остановиться. Из-за нехватки средств он вынужденно вернулся в кинематограф, где снова превратился в актера. Ему довелось поездить по стране и с антрепризами.
Андрей не скрывал, что занимается ненавистным актерством исключительно ради денег, которые тратил на больную маму и старшую сестру, признаваясь, что далек от роскошной жизни и всех ее атрибутов. К несчастью в 2018-ом деньги понадобились ему самому…
Несмотря на развернувшуюся драму он старался представать перед публикой тем изящным красавцем, которым запомнился большинству со времен 80-х. Он не жаловался на судьбу, смирившись с новой ролью — «антикварно-художественного фона», рассматривая это с философской точки зрения.
Конечно, иногда случались минуты отчаяния, когда он размышлял над тем, как могла сложиться жизнь, получи он то, что должен был получить до тридцати. Возможно, в таком случае он не увлекся бы алкоголем, не бедствовал и как выразился сам актер — «не мозолил людям глаза».
Харитонов предрекал, что ему не суждено дожить до шестидесяти. В 2018-ом году он перенес шесть операций по удалению опухоли из кишечника. В целом все прошло удачно, однако требовались дорогостоящие препараты, в особенности обезболивающее.
Артист не имел званий и регалий, в последние годы существуя лишь на скромную пенсию. Благо откликнулись люди и оказали помощь. Андрей Игоревич был настолько тронут, что назвал происходящее «волной человеческой доброты».
Он ушел из жизни 23 июня 2019-го года в возрасте 59-ти лет. Почти 40 лет назад, под «Реквием», его Артур Бертон прощался с жизнью со словами: — «Я верил в вас как в бога, а вы мне лгали всю жизнь». Сам же Андрей Харитонов попрощался другими словами, испытывая искреннюю благодарность людям.