Он делал всё, чтобы лишний раз дотронуться до неё. Наклонялся ближе при разговоре. Приглашал Элизабету на танец. Усаживал рядом с собой за столом, хотя там было место для его жены, для королевы… Прусский король, перед которым собственные дети тряслись от страха, оказался нежным свёкром. Внезапная любовь настигла его в возрасте под пятьдесят.
Эту девушку он сам выбрал для своего сына, и поначалу писал о ней не слишком восхищённо:
«Должен признать, что Брауншвейгская принцесса – мила, но не блистает. Она не считается красавицей, но в семейной жизни я не нахожу это главным».
Словом, король Фридрих Вильгельм I лично благословил своего сына, принца Фридриха, и Элизабету Кристину Брауншвейгскую… Пару обвенчали в 1733-м, и молодожён с самой первой ночи проявил себя, как равнодушный супруг: он просиживал за письменным столом, пока принцесса мирно засыпала. Не прикоснулся он к ней и на следующий день.
Девушка была озадачена. Она не так себе представляла семейную жизнь. Но ей приходилось улыбаться, вести себя, как ни в чём не бывало… Однако слухи быстро наполняли королевский дворец: принц Фридрих игнорирует свою жену!
Он вообще не посещает её опочивальню! Вероятно, с принцессой что-то не так! Элизабета Кристина кажется очаровательной юной особой, но, возможно, у неё есть существенные недостатки?
Озадаченный король решил пригласить к себе невестку на разговор.
— В чем же дело, милое дитя? – Осторожно спросил он.
А девушка залилась горькими слезами! Она говорила, что готова любить своего мужа! Что она мечтает только о нём! А тот… даже не смотрит в ее сторону! Целыми днями он пропадает где-то в компании друзей, а по вечерам старается устроиться спать в кабинете.
Расстроенная и разгневанная одновременно, Элизабета Кристина была так хороша! Прусский король не сводил глаз с её алых припухших губок, с её тонкой шеи, на которой пульсировала синяя жилка. Невестка очаровала его. Нет, он был влюблён!
А ведь прусского короля знали, как человека жестокого и вздорного, вспыльчивого и надменного. Но только рядом с невесткой он становился кротким, будто ягненок. Эта маленькая принцесса могла вить из него верёвки.
Король улыбался и был готов на всё. Он обожал Элизабету Кристину. Со всеми остальными правитель Пруссии обходился безжалостно, а вот от вида невестки буквально таял.
«Она плохо пахнет», — морщила носик принцесса Вильгельмина. Супругу своего брата, наследника престола, золовка невзлюбила с самой первой минуты. Элизабету обвиняли в том, что она недостаточно чистоплотна, плохо говорит по-французски, мало читала и танцует недостаточно грациозно.
И принц Фридрих не отставал: он повторял, что не хотел этого брака. Он просил найти ему другую невесту!
А девушка, которая проводила ночи в своих покоях совершенно одна, рыдала в подушку. Правда, днём нежный свёкор окружал её вниманием… Он дарил ей подарки, словно супруг! А собственный муж продолжал игнорировать принцессу!
Но однажды Фридриху пришлось пойти на попятный. Он изрядно потратился, а денег в его распоряжении больше не было. С большим трудом, превозмогая собственную гордость, принц явился к жене и сдавленно попросил:
— Можете ли вы похлопотать о восьми тысячах для меня?
Принцесса радостно воскликнула: конечно! И в тот же день упросила нежного свекра дать ей немного больше «на булавки». Разумеется, деньги пошли на нужны Фридриха.
Постепенно придворные начали хмуриться. Эта ловкая девушка вертела стареющим королем. Она могла превратиться в проблему. Кто знает, какие мысли могли родиться в ее хорошенькой головке?
— Ваша жена, — нашептывали принцу «доброжелатели», — пользуется неприлично большим влиянием на вашего отца! Неудивительно, если она понесёт!
Про Элизабету Кристину и её свекра стали сочинять всевозможные небылицы. Кто-то говорил, что короля видели выходящим из покоев невестки. Но подтвердить или опровергнуть этот факт невозможно. Конечно, подобные разговоры не могли помочь сближению молодых супругов. Принц и принцесса ладили ещё меньше, чем в самом начале.
Наконец, Фридрих потребовал для себя отдельную резиденцию — подальше от государя. И король сразу предоставил ему замок Райнсберг (а ведь прежде не спешил выполнять его просьбы). Государь нехотя расстался с обожаемой невесткой, но продолжал приглашать её к себе во дворец.
Принцесса сопровождала свекра на охоте и на балах, при встрече послов и при осмотре строящихся объектов… Но однажды у Фридриха всё-таки возник интерес к жене, о чем он написал своему другу в послании:
«Со мной происходит то же, что с оленями по весне. Моя жена довольно приятная».
Взлёт Элизабеты Кристины завершился в 1740-м, когда её свекор скончался. Фридрих стал новым королем Пруссии, и собирался править без участия супруги. Он умчался в королевский дворец и оставил жене записку:
«Мадам! Его величество скончался… Перед уходом он возносил молитвы о Вас, что живо тронуло нас всех. Просьба явиться в Берлин, нанести визит королеве-матери и отправиться в Шарлотенбург. Прощайте».
Ещё позже прозвучал новый приказ – королева, которой теперь стала Элизабета Кристина, будет жить отдельно от мужа, в замке Шёнхаузен. А в Берлине ей надлежит появляться только по личному распоряжению короля. Высокие отношения!