«Жениться на разведенке — позор»

«Окрутила, захомутала, благословения своего не дам!», грозно объявила мать. Что за блажь, жениться на разведенке, позор для всей семьи. Да и чья жена то, родственника, собственная кровь. Как здесь быть спокойной.

Савва Тимофеевич уважая мать стоял на своем. «Поздно, уже поздно», сказал он, как отрезал. Его возлюбленная ждала ребенка. Венчаться был вопрос решенный.

Когда он первый раз увидел Зинаиду, сердце затрепетало. Это было в день венчания с его родственником, Сергеем Викулычем Морозовым. Невеста была бледна и невероятно прекрасна в белоснежных кружевах. А потом Савва Морозов встречал ее на семейных собраниях, но боялся и слово проронить, чтобы не распалиться и не наделать глупостей.

Хороша была Зинаида Григорьевна. Девушка из крепкой купеческой семьи старообрядцев, так же как и Морозовы, высокая, изящная, с нежным взглядом грустных глаз. А грустить было от чего, своего мужа, старше на семь лет, Зинаида так и не смогла полюбить. Они были очень разными.

Он – увлеченный одной лишь охотой, довольный тем, что получает процент от прибыли в семейном деле, а она деятельная, общительная, постоянно ищущая своего места в жизни. Нет, рядом с таким спокойным и скучным мужем ей, выданной замуж в семнадцать лет, было тягостно.

А через два года такой постылой жизни Зинаида обнаружила, что сердце ее может биться со всей страстью, а мечты уносят ее далеко от семейного гнезда. Виной тому стал роман с Саввой Тимофеевичем Морозовым. Он был на пять лет старше, но уже так многое успел. Учился заграницей, горел идеями усовершенствования семейного дела, интересовался театром и искусством.

Морозовы были богатейшей семьей в Российской Империи. Выходцы из крепостных, трудом и умом они сколотили огромное состояние. И хотя после смерти отца Саввы Тимофеевича «Товариществом Никольской мануфактуры» руководила его мать Мария Федоровна, молодой человек активно участвовал в семейном деле, усовершенствовал производства и улучшал условия жизни рабочих.

Его стараниями были построены для них хорошие квартиры, устроены школы и библиотеки, больница, даже театр. К театру у Морозова была особая страсть…

Решив что-то однажды, он уже не отступал от задуманного. Для семьи старообрядцев развод был немыслим, скандален, невозможен. И все же Савва Тимофеевич добился своего. Сергей Викулович дал согласие, и Зинаида Григорьевна освободилась от нежеланных брачных пут. Венчаться было решено через год, чтобы утихли слухи, но скорая беременность Зинаиды приблизила дату.

Первое время молодожены жили вместе с матерью Саввы Тимофеевича. Зинаиде это было тяжело, свекровь не упускала случая упрекнуть ее. Позже переехали в собственный специально отстроенный особняк в центре Москвы. Сейчас в готическом зале этого роскошного дома снимают «Битву Экстрасенсов».

Более десяти лет они были счастливы. «Разведенку» охомутавшую миллионера общество принимало в штыки, но Зинаиде не были интересны светские сплетницы, с большим удовольствием она общалась с людьми творческими или теми, кто как и она был увлечено улучшением положения бедняков.

Рвение Морозовой на ниве благотворительности было оценено даже великой княгиней Елизаветой Федоровной, она охотно ездила к Зинаиде в гости.

И вдруг все рассыпалось прахом. Савва Тимофеевич, принимавший активное участие в строительстве МХАТа, влюбился в актрису Марию Андрееву. Она поддерживала революционеров и вытягивала из Саввы Тимофеевича деньги, но об этом я писала подробно в другом материале, ссылка будет в конце публикации.

Обнаружив себя в положении женщины, которой изменяют и все общество открыто судачит об этом, Зинаида Григорьевна была ошарашена. Она любила мужа, родила ему четырех детей и всегда поддерживала во всем. Обида ее была горяча. И все же она нашла в себе силы простить.

Савва Тимофеевич не заикался о разводе, а узнав, что на его заводах некий Алексей Красин, которого посоветовала нанять ему Андреева, занимается пропагандой и поднимает рабочих к бунту, тех рабочих, ради которых Морозов не жалел денег и сделал столь многое, а они пошли на здание администрации с оружием в руках, у него случился нервных срыв.

Вместе с женой Морозов уехал во Францию для поправки здоровья, но там произошла его загадочная смерть. Загадочная, потому что все было инсценировано как самоубийство, но многие улики свидетельствовали о том, что это было убийством.

Оставшись наследницей огромного состояния, Зинаида Григорьевна ужасно боялась за своих детей. Уверенная, что мужа убили, она опасалась, что и на детей могут совершить покушение или похитить их.

Через два года после смерти Саввы Тимофеевича его вдова вышла замуж третий раз. На этот раз за генерала Анатолия Рейнбота. Ради Зинаиды Рейнбот развелся и вновь она стала причиной сплетен и слухов. Однако брак этот просуществовал не долго, в 1916 году супруги развелись.

С началом революции Зинаида Григорьевна не покинула Россию, когда была возможность, а после уже невозможно было получить разрешение. Имущество ее было национализировано. Пожилая женщина тяжело пережила новость о том, что ее старший сын расстрелян.

Она жила на небольшую пенсию, которой добился для нее режиссер МХАТа Немирович-Данченко, помня о том, что только благодаря деньгам Морозовых этот театр существует.

Она прожила долгую и трудную жизнь и скончалась в 1947 году в возрасте восьмидесяти лет.

Оцените статью
«Жениться на разведенке — позор»
Держала внучку как крепостную