Невеста пряталась в дальних комнатах, не решаясь показаться на глаза. Родственники жениха в гневе покидали дом. К обеду 1 мая 1884 года половина гостей уже разъехалась. А великий герцог Гессенский был буквально заперт в своём кабинете.
Люди, окружившие его со всех сторон, заставляли герцога отказаться от любимой женщины. И главная роль в этом домашнем спектакле принадлежала будущему королю Англии.
Все началось задолго до этого. В июле 1862 года герцог Людвиг Гессенский стал частью английской королевской семьи. Он женился на дочери правящей королевы Виктории и первые годы после свадьбы был с ней вполне счастлив.
Однако со временем стало очевидным, что муж и жена очень разные по характеру. «Я разочарована этим браком», — писала Алиса в Лондон. Нужно отдать должное этой женщине: даже отдалившись от Людвига, она всегда поддерживала его. Мнение герцога, как отца и правителя, она ставила на первый план. Его авторитет был непререкаемым.
Вышло так, что в декабре 1878 года Алиса заразилась дифтерией и скончалась. Вдовец с пятью детьми сразу объявил, что он не справится с воспитанием. Ему требовалась опора и поддержка, детям – если не мать, до добрая мачеха.
Самым лучшим вариантом стало бы, если бы в Гессене поселилась их родственница. Например, английская принцесса Беатриса?
«Я горячо поддерживаю эту идею!» — Воскликнул наследник престола, принц Уэльский. Королева Виктория тоже считала, что затея неплоха. Людвиг получил бы замечательную жену из того же семейства, о малышах заботилась бы их родная тетя… Да только английские законы не позволяли вдовцам жениться на сестрах своих покойных супружниц! На ровном месте назревала проблема.
Самонадеянный Берти, принц Уэльский, обещал содействие. «Я уговорю парламент», — весело говорил он. С палатой общин он легко нашел общий язык. А вот палата лордов заартачилась. Потомственные аристократы возмущались: этому не бывать! Это неправильно!
Веками такие браки запрещались! На предложение принца Уэльского наложили запрет. Герцогу Гессенскому нечего было и думать о браке с англичанкой.
Время бежит быстро. Вот уже подросла и старшая дочка герцога, принцесса Виктория. Она влюбилась в принца Людвига Баттенберга и тот сделал ей предложение. Будущий зять не нравился гессенскому правителю – и не так знатен, и не так богат. А вот королева Виктория брак одобрила.
И даже предложила дату для свадьбы – 30 апреля 1884 года. Она же подарила внучке великолепную бриллиантовую тиару: пусть Викки сияет в самый счастливый день своей жизни!
Мало кто знал, но готовилось не одно торжество, а сразу два! Герцог Гессенский влюбился в молодую графиню Александрину фон Гуттен-Чапскую, дочь камергера Романовых. Он понимал, что в Лондоне его выбор не одобрят – девушка не принадлежала к высшей знати – поэтому задумал тайное торжество. В один день с дочерью!
«Мы поженимся, а потом сделать что-то будет уже невозможно!» — Говорил герцог. Он плохо знал свою родню!
Рано утром, еще до венчания дочери, герцог отправился в другую церковь. Александрина ждала его, а еще два свидетеля – русский великий князь Сергей Александрович и будущий зять, Людвиг Баттенбергский. Они поклялись молчать о тайной свадьбе как минимум до следующего дня. Счастливый герцог обнял свою любимую и помчался на праздник дочери. Он был таким окрыленным!
Официальная свадьба прошла с блеском. А наутро случился скандал. Родня узнала об обмане герцога Гессенского и выразила единодушный протест. Принцы и принцессы, оскорбленные поведением герцога, покидали его дворец. Громко звучало слово «мезальянс». Остались только английские родственники, среди которых главным был Берти. Он-то и запер Людвига в кабинете.
Сначала его уговаривали, затем в ход пустили угрозы. Почти девять дней герцог Гессенский пытался бороться за свое счастье, но затем уступил. Опустив голову, он сообщил, что расторгнет брак с Александриной. У его детей, среди которых была русская императрица Александра Фёдоровна, оказалась весьма «короткая мачеха»!
На оформление всех бумаг потребовалось три месяца. После этого Александрина фон Гуттен-Чапская снова стала свободной женщиной. Она уехала во Францию, считая себя опозоренной, она стала давать интервью, в которых честила английских принцев, и пресса с большой охотой слушала её.
На передовицах газет появлялись карикатуры на принца Берти и герцога Гессенского. Ситуацию единодушно сочли некрасивой, а герцога — слабым человеком. Позже графиня Александрина вышла замуж за дипломата Василия Бехерахта, перебралась в Швейцарию, где и скончалась в 1941-м году.
Герцог Гессенский покинул этот мир намного раньше, в 1892-м. Некоторые считали, что он мог бы прожить куда более длинную и счастливую жизнь, если бы ему позволили остаться с Александриной. Но он выбрал другое — выполнить требование английской родни.
И зачем, спрашивается, разводился?