На костре она смеялась и громко пела. Жители Бамберга, собравшиеся поглазеть на это зрелище, часто крестились. «Покайся, Агна!» — Кричали ей соседки. Но в ответ получали только смех. В 1628 году Агна Гаук взошла на костёр с гордо поднятой головой. Она отвергла обвинения в колдовстве. Она всегда была честной прихожанкой. Но ее провозгласили ведьмой, потому что ей никогда не было больно.
Под подозрение попадали все. Если женщина была слишком красива, про нее могли сказать – пытается приворожить. Симпатичные девушки из немецкого Бамберга старались ходить по улице, не поднимая глаз.
Их матери, встретившись с соседками на рынке, старались громко расхваливать их набожность и чистоту. Дело в том, что с 1626 года в городе поселился страх. Князь-епископ Иоганн Георг фон Дорнхейм объявил охоту на ведьм.
Изъян, бросавшийся в глаза, мог стать поводом для расследования: например, крупная родинка. Считалось, что это отметина темных сил. А если женщина занималась врачеванием, знала свойства разных трав, то это фактически ставило на ней крест. Агна Гаук привлекла внимание совсем другим – все знали, что она не испытывает боли.
В детстве Агна гуляла в поле с подругами, когда внезапно разразилась гроза. Затем девочка ничего не помнила, а зареванные подружки рассказали родителям, что в Агну попала молния. Эти два момента – нечувствительности Агны к боли и грозу моментально связали.
Хотя мать уверяла, будто бы девочка родилась с этой особенностью. Она могла легко подхватить горячую сковородку и с удивлением смотреть, как на ладошках проявляются волдыри.
У нее был легкий и веселый характер. Как все из простых семей, Агна рано начала помогать родителям – она подметала в лавке, где торговал отец. Потом и сама встала за прилавок. Однажды, вымеряя отрез ткани для новой посетительницы, порезала руку. И не заметила! А вот покупательница обратила на это внимание и поджала губы. Шел 1625-й год.
До поры до времени про Агну и не говорили особенно. Все были заняты своими делами – кто-то держал кабачок, кто-то – шил обувь. Женщины стирали и гладили, убирались в домах и нянчили детей. Но в 1626-м, с подачи князя-епископа фон Дорнхейма, священники начал читать прихожанам совсем иные проповеди.
В церковь ходили все, воскресную службу пропускали только тяжело больные или заключенные. И вот горожанам начали каждую неделю рассказывать, что спасение – в их руках. Что поблизости много дурного. И с этим обязательно надо бороться!
Сначала арестовали многодетную мать семейства, прачку из пригорода. В свободное время она подрабатывала повитухой, и кому-то не смогла помочь. Разъяренная женщина, потерявшая ребенка, нажаловалась, что Магда специально так сделала! Что забрала душу младенца! Расследование началось. И дальше все покатилось как снежный ком…
«Не ходи из дома», — говорила мать Агне. Но как сидеть 24 часа в сутки, не покидая четырех стен? К тому же, такое поведение могло тоже привлечь внимание: прячутся – значит, что-то скрывают! Мать сердцем чуяла, что арест Агны был делом времени. Вскоре пришли и за ней.
То, что Агна не чувствовала боли, объявили происками дьявола. Не один раз провели испытания – Агна не ощущала ни раскаленного железа, ни кнута. За это ее и отправили на костер. А она… смеялась и громко пела. И на крики: «Покайся!» отвечала еще большим смехом. Она высмеивала этих людей, необразованных и тёмных, которые были так легковерны…
Таких, как Агна – считанные единицы в каждом поколении. В двадцатом веке этот феномен привлек внимание исследователей, ведь абсолютная нечувствительность к боли – это, конечно, отклонение от нормы. В 1963 году мать маленькой шотландской девочки, Джоаны, увидела, что у той странно болтается ручка. Поспешили в клинику, и оказалось, что у малышки перелом.
Но она была весела и ни на что не жаловалась! Предполагали, что со временем все может измениться, и Джоана сможет чувствовать порез или схватки. Но этого не произошло. Уже став взрослой женщиной, Джоана Кэмерон согласилась на подробные исследования, которые подтвердили – у нее редкая генетическая мутация. Так бывает, и это нормально! Агна Гаук из Бамберга пострадала зря.
Кстати, отца Джоана считали человеком закаленным и суровым как раз по той причине, что и он не жаловался на боль. «Как он стойко все переносит!» — Восхищались соседи. А он не прилагал к этому никаких усилий.
Масштабные исследования этого вопроса начались в двадцать первом веке. И ученые считают открытие мутации очень важным – ведь с помощью новых знаний можно помочь миллионам людей победить боль. Любую, кроме душевной.