Зрители разных поколений запомнили Аллу Дмитриевну по созданным ей прекрасным образам в популярных советских фильмах «Сердце друга», «Люди, как реки…», «Хозяин тайги», «…А зори здесь тихие», «Ксения, любимая жена Фёдора», «Странные взрослые», «Ты – мне, я – тебе», и многим другим.
За более чем 50 лет карьеры Мещерякова сыграла почти 80 ролей, а благодаря приятному, задушевному голосу озвучила и дублировала ещё несколько десятков зарубежных и прибалтийских кинопроектов.
Родилась и выросла Алла в Москве в простой семье – отец трудился водителем троллейбуса, мама была домохозяйкой. Она с детства мечтала об актёрском поприще, была подвижной и артистичной, с выражением декламировала стихи, быстро запоминала и неплохо исполняла песни.
В школьные годы мечты поменялись, теперь девочка грезила о профессии доктора или лётчицы, но как-то одноклассница предложила записаться в театральную студию во Дворце пионеров, и подружки с упоением принялись постигать азы лицедейства и сценическую речь.
К выпускному классу Алла полностью определилась с выбором профессии, подала документы сразу в несколько театральных ВУЗов, но везде провалила экзамены, приняли её только во ВГИК.
Институт кино подарил Мещеряковой не только успешную карьеру, но и любимого мужа – на втором курсе она вышла замуж за будущего режиссёра-документалиста Владимира Коновалова, и счастливо прожила с ним всю жизнь. В кино Алла дебютировала в 20 лет, и сразу с главной роли — сыграла Лену в фильме «Страницы первой любви».
После премьеры ей вновь предложили роль главной героини в военной картине «Сердце друга», которая принесла широкую известность и узнаваемость – ленту посмотрели около 13 миллионов советских граждан.
«К сожалению, картине «Сердце друга» не повезло. Леониду Брежневу показали её на даче. Вроде фильм о любви и войне, но начало тяжелое — окопы, грязь. Леонид Ильич посмотрел чуть-чуть и сказал: «Я хотел отвлечься, а вы что привезли?»
В результате лента пошла вторым экраном. Наши соседи по дому случайно в отпуске на Кубани её увидели и привезли мне арбуз с надписью: «Анечке» — это имя моей героини» — вспоминала актриса.
*
*
Несмотря на этот инцидент карьера Мещеряковой резко пошла в гору, в 1968 году она снялась сразу в трёх фильмах «В трудную минуту», «Люди, как реки…» и «Хозяин тайги». Не всегда ей доставались главные роли, чаще второстепенные и эпизодические, но в каждый, даже крошечный образ она вносила частичку своей души, свою доброту, скромность, порядочность и застенчивость.
В 70-80-х с её участием ежегодно выходило 3-6 кинопроектов, и только с наступлением 90-х Алла Дмитриевна сама резко сократила свою кинодеятельность, объясняя это низким качеством производимых и выпускаемых в те годы фильмов и сериалов.
«В нашей профессии всё время стоишь перед выбором: либо отказываешься от того, что делать не хочется, и стало быть, остаёшься без работы, либо всё-таки пытаешься вытянуть роль, найти в ней хоть мало-мальски интересную зацепку.
В период перестройки я была вынуждена от многих предложений отказываться: всё стало невероятно плоско, пресно, неинтересно. Когда слышу, какие слова приходится говорить актёрам в нынешних постановках, какой несуразицей забиты головы героев, какие поднимаются и решаются проблемы, мне становится жаль своих коллег» — говорила актриса.
*
*
Её муж, видя, как переживает жена без любимой работы, готов был переквалифицироваться ради неё на художественное кино и снимать Аллу в своих картинах, но как раз в тот период тяжело заболел, много времени проводил в больницах и санаториях.
Актриса преданно ухаживала за ним, сопровождала на реабилитацию, почти совсем не снимаясь в кино. В те годы занялась озвучкой и дубляжом зарубежных фильмов, и лишь изредка, после тщательного прочтения сценария и корректировки своей роли, принимала какие-то предложения.
Самым лучшим проектом 90-х сама Мещерякова называла совместную с ФРГ экранизацию романа Тургенева «Дымъ», где сыграла одну из главных ролей, Капитолину Марковну Шестову. С начала нулевых она выборочно снималась в нескольких фильмах и сериалах, играя беженок, матерей, бабушек, уборщиц и домработниц.
«Я за искусство, которое возвышает человека, вселяет в него надежду, что он может быть хорошим, любимым, милосердным, прощающим и добросердечным. И ещё я уверена, что искусство — это радость!» — любила повторять актриса.
*
*
Личная и семейная жизнь Аллы Дмитриевной сложилась как нельзя лучше – 19-летней девчонкой она влюбилась в уже достаточно взрослого студента режиссёрского факультета ВГИКа Владимира Коновалова, вышла за него замуж и прожила в любви и согласии 57 лет.
Володя был старше на 8 лет и уже работал помощником режиссёра спортивных программ на Студии документальных фильмов, а обучение завершал на вечернем отделении. В 1967 году в семье родилась дочь Наталья, которая не пошла по стопам родителей и не связала свою жизнь с кино, а стала экономистом.
Мещерякова очень мечтала о втором ребёнке, но забеременеть не получалось, и она, спустя годы и скрепя сердце, смирилась с этим. Посещая иногда с дочкой детскую поликлинику, и глядя как на пеленальных столиках мамаши одевают малышей, с тоской думала: «Как жаль, что у меня этого больше никогда не будет!».
Но судьба сжалилась, и подарила актрисе сына – Наташе было уже 14 лет, когда Алла родила Фёдора. Парень тоже выбрал профессию, не связанную с искусством, стал программистом. Двое детей подарили родителям пятерых внуков – мальчик и две девочки от Натальи, два мальчика от Фёдора.
Супруги сохранили любовь и верность на протяжении всех долгих лет брака, не омрачив отношения недоверием и ревностью, не став жертвами слухов и скандалов.
«Понятно, в актёрской профессии было много соблазнов. Я рада, что играла любовь с Любшиным, Баталовым, Золотухиным… Иногда даже дыхание перехватывало, когда была рядом с такими мужчинами.
Но это работа, а дома ждал любимый супруг. Ради какого-то романа ломать себе жизнь я бы не стала. Порядочность, чистоплотность у меня всегда были на первом плане, так воспитали» — признавалась актриса.
Последние 10 лет Владимир Фёдорович из-за болезни не работал, сидел дома, но бездействовать не мог, написал одну книгу, начал вторую. Алла Дмитриевна время от времени появлялась на экранах, последней её работой стала 13-серийная драма «Оптимисты», вышедшая в 2017 году.
Супруги вели замкнутый, уединённый образ жизни, почти не давали интервью, их семейные архивные фотографии и некоторые интересные моменты совместной жизни увидели свет лишь после того, как они оба оставили этот мир.
Как в рассказе Александра Грина «Сто вёрст по реке»: Жили они долго и счастливо и умерли в один день – Мещерякова и Коновалов прожили длинную счастливую жизнь, наполненную самыми разнообразными событиями и ушли один за другим с разницей всего в 17 дней.
Актрисы не стало 11 мая 2020 года, ей было 77 лет. 28 мая того же года скончался 84-летний режиссёр. Супружеская чета похоронена на Ваганьковском кладбище.