Молодцеватый Александр Збруев, необычный Валерий Приёмыхов и будущие звезды отечественных сериалов в довольно странной советской ленте горбачевской эпохи. Последний фильм известного советского постановщика, сына «врагов народа», больше известного по другим своим работам.
18 июня 1987 в советских кинотеатрах начался показ психологической драмы «Попутчик». Картина, актуальная для первых лет Перестройки, не зашла зрителям тогда (скромные 1,2 млн. проданных билетов) и практически забыта сегодня.
В фильме присутствуют достаточно интересные мысли (все-таки автором сценария был Павел Лунгин), но снято все как-то странно и нелепо.
Такое ощущение, что молодой, но уже опытный режиссер Иван Киасашвили (1946-2001), о котором мы расскажем чуть дальше, так и не определился, каким он хочет видеть свой новый фильм.
А потому в «Попутчике» нашлось место и иронии, и острой сатире, и социальной критике, и человеческим отношениям, вот только общей идеи и общего настроения в фильме так и не появилось.
Только один жанр можно применить к «Попутчику» — роуд-муви, т.е. фильм, в котором герои путешествуют, меняя локации и встречаясь с разными людьми.
История изобретателя, непризнанного гения (Приёмыхов), который волей случая оказался в одной машине и вынужден несколько дней провести в пути со своим обидчиком, главным критиком его изобретений (Збруев), могла бы действительно стать портретом эпохи, но что-то пошло не так…
Главная проблема «Попутчика» — зрители так и не поняли, что связало двух совершенно разных мужчин, почему от открытой ненависти к друг другу, они перешли чуть ли не к дружбе. Мотивация персонажей вообще непонятна.
Если бы подобный фильм сняли не в 1986 году на «Мосфильме», а в 2023 году на студии «Дисней», то можно было подумать, что сюжет «Попутчика» про нетрадиционных мужчин.
Если для Александра Збруева это типичная и, скажем честно, ничем не примечательная роль, то Валерия Приёмыхова зрители могут открыть себя с неожиданной стороны. Самодовольный, инфантильный, дерганный тип, совсем не похож на классические образы характерного актера.
Кроме исполнителей главных ролей, в картине много узнаваемых лиц. В необычной для себя роли человека, потерявшего смысл жизни, отметился Иван Бортник. Его суетливую супругу сыграла будущая Народная артистка РФ Тамара Дегтярева.
В роли одной из двух молоденьких попутчиц главных героев, яркая актриса 80-х и 90-х Марьяна Полтева, о которой на канале есть отдельная статья. Подписывайтесь, и вам обязательно ее покажут.
В советском «Попутчике» в эпизодах приятно увидеть молодых звезд современного кинематографа. Андрей Смоляков сыграл инспектора ГАИ, юный «ералашевец» Володя Сычев деревенского паренька, а Народный артист РФ Владимир Юматов друга героя Збруева.
Запомнился молодой и уже колоритный Михаил Богдасаров в роли администратора придорожного ресторана, где в меню только «много оливок, много минтая, сок еще есть апельсиновый…».
Будущий режиссер Иван Давидович Киасашвили родился в 4 ноября 1946 года в Норильске. Как и многие первые жители будущего центра цветной металлургии, его родители не по своей воле оказались на Крайнем Севере.
Отец – Давид Киасашвили (1901-1964) был видным деятелем меньшевистской грузинской Социал-демократической партии, которая находилась у власти в Демократической республике Грузия (1918-1921). Это государственное образование возникло после распада Российской империи, и было ликвидировано Красной Армией в конце Гражданской войны.
Мать режиссера – Ольга Ильинична, урожденная Няга, в первом браке Тернавцева (1908-1978). Ее отцом был Илья Няга, уроженец Кишинева, при Временном правительстве 1917 года один из руководителей Государственного банка России.
Находясь в ссылке в Норильске, молдаванка Ольга, ставшая вдовой, познакомилась с ссыльным грузином Давидом.
Иван Давидович Киасашвили не сразу пришел в кино. В 1968 году он окончил физический факультет МГУ, а через несколько лет поступил на режиссерский факультет ВГИКа. С 1978 году он режиссер в киножурналах «Ералаш» и «Фитиль», для некоторых сюжетов сам пишет сценарии. Последний свой выпуск детского киножурнала снял в 1991 году.
В кино Иван Кисашвили дебютировал в 1980 году с комедийной мелодрамы «Дамы приглашают кавалеров» с участием Марины Неёловой, Леонида Куравлева, Николая Караченцова и других звезд советского кино. В кинотеатрах ленту посмотрели 18 млн. зрителей.
Потом были телевизионная социальная драма «Кафедра» (1982), о том, как в науку проникают люди, далекие от жажды познания, а озабоченные только собственным статусом и материальными благами. Сегодня тема ленты, как никогда, актуальна.
Третий фильм – снятая для телевидения, военная мелодрама «Привет с фронта» (1983), где также в эпизодах сыграли Иван Бортник и Андрей Смоляков.
«Попутчик» для Ивана Киасашвили стал последним полнометражным фильмом. В 90-е годы он был одним из сценаристов программы «Куклы» на НТВ.
7 ноября 2001 года, через 3 дня после своего 55-летия, Иван Киасашвили покончил с собой. О причинах ничего не известно.