«Красные губы – признак недостойной женщины», — кривились австрийские аристократки в девятнадцатом веке. В Вене считали, что пользоваться косметикой может только дама сомнительной репутации. Исключение делали для пудры. Иногда чуть-чуть чернили брови. А вот французская императрица Евгения в то же самое время румянила щеки, красила ресницы и добивалась, чтобы губы казались сочно-алыми.
«Египетский макияж» известен всем: длинные черные стрелки, густо накрашенные веки и яркие губы. В Древнем Египте контур глаз подчеркивали не только женщины, но и жрецы. Перетертый в порошок кохль помогал создавать черные стрелки.
Губы старались сделать пунцово-красными с помощью особых средств на основе кармина, морских водорослей и некоторых насекомых. А мерцающий блеск придавали губам и глазам… рыбные чешуйки! Их тоже перемалывали в муку. Как тени. Все натуральное…
Римлянки тоже не ходили бледными. В распоряжении богатой и знатной женщины тоже имелся огромный арсенал средств. Известно, что римлянки умели и выбеливать волосы, и удалять их там, где требовалось, и искусством нанесения макияжа они овладели с большим успехом. Но вот гречанки красили губы, только чтобы выделиться – так определяли женщин одной профессии. Очень древней.
А когда наступило Средневековье, пришли другие стандарты и каноны красоты. Очень ценилась белоснежная кожа, поэтому в средневековом трактате «Женская косметика», написанном Тротулой Салернской, большое внимание уделяют средствам по выведению веснушек.
Затем пришла мода на высокие лбы, и женщины принялись сбривать волосы на голове, чтобы лоб казался еще более выпуклым и заметным. Избавлялись и от бровей – на средневековых миниатюрах часто можно увидеть женщин именно в таком виде.
А губы? Подчеркивать губы было не принято. В эпоху Ренессанса краситься и появляться в таком виде на публике могли себе позволить только некоторые венецианки. Добропорядочная женщина, мать семейства и послушная дочь не могла пользоваться косметикой. Во Флоренции высветляли волосы, в угоду моде, но вот красить губы не стремились. Это казалось… неприличным.
Французские придворные красавицы стали широко использовать косметику только в шестнадцатом веке. Возлюбленной короля Генриха II, Диане де Пуатье, приписывают формулу идеальной красоты:
Три вещи должны быть белыми:
Кожа, руки и зубы.
Три вещи должны быть красными:
Щеки, ногти и губы.
Три вещи должны быть черными:
Ресницы, глаза и брови.
Лица покрывали густым слоем белой пудры, так что они казались застывшими масками, и на их фоне губы казались особенно ослепительно-яркими. К слову, русские красавицы того же времени тоже любили подчеркнуть свою красоту. Адам Олеарий, бывавший в русском царстве, описал наших женщин так:
«Среднего роста и красиво сложены… Они нежны лицом и телом. Но в городах они все румянятся и белятся… Они чернят, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».
Англичанки придерживались французской моды, но в XVIII веке им тоже не разрешали красить губы. Более того! В 1770-х дворянин мог отказаться от брака со своей избранницей, даже если семьи уже обо всем договорились, если становилось известно, что девушка… красила губы до свадьбы! Считалось, что замужняя дама, которая появляется при Дворе, может себе позволить такую вольность.
А вот девушка – нет. И в девятнадцатом столетии на красные губы смотрели неодобрительно. Одно дело, если речь шла о танцовщицах в варьете, другое дело – если красилась женщина из общества.
Суфражистки, которые боролись за права женщин, отстаивали и возможность наносить макияж. Есть легенда, что знаменитая Элизабет Арден, создательница косметического и парфюмерного бренда, раздала для одного из митинга суфражисток флакончики… с красной помадой. Так алые губы стали еще и символом протеста.
«Накрашенные губы были расценены как признак независимой эмансипированной женщины. Что в то время считалось… излишним. Мужчины эту акцию осудили», — писала Габриэлла Эрнандес.
И мода сделала новый виток! То, что считали вульгарным и кричащим, в 1920-е стало обычным явлением. Тюбики с красной помадой перестали вызывать переполох. Яркие губы превратились в тренд, который популярен и по сей день.
Конечно, бывали десятилетия, где на первый план выходили накрашенные глаза, или помада становилась бледной, почти телесного цвета, но алый все равно актуален. Потому что превратился… в настоящую классику.