Мушкетер Атос, он же граф де Ла Фер, однажды признался Д’Артаньяну: был у него друг, который влюбился в «не ту» девушку и даже женился на ней. Хитрый гасконец сразу догадался, что Атос рассказывает о себе. Итак, граф де Ла Фер взял в жены девушку с сомнительной репутацией, а потом обнаружил клеймо на ее плече…
Эта история известна каждому, кто читал или смотрел «Трех мушкетеров». И в ней есть один любопытный момент –Атос упоминает, что совершенно разорвал на красавице-графине платье. Казалось бы – зачем? Оказывается, была такая «традиция»!
Энн Гибсон из Западного Йоркшира была крайне невоздержанной на язык. Ругала соседей, бранила лавочников, могла любого «взбодрить» крепким словцом. Округа пожаловалась священнику, а тот вынес Энн предупреждение – еще одна жалоба, и будут последствия.
В 1517 году к таким вещам относились серьезно. Миссис Гибсон держалась несколько недель, а потом принялась за старое. Тогда ее и настигла кара: на женщине разорвали одежду и провели ее по улицам городка, со связанными за спиной руками. Это было наказание за невоздержанность. И каждый видел – Энн опозорена!
В шестнадцатом столетии благовоспитанная женщина должна была выглядеть определенным образом – в опрятной одежде, в головном уборе. Знатные француженки и итальянки даже завели моду появляться на публике в масках или полумасках.
То есть, любопытному взгляду открывалось очень немногое. Испанки из аристократических семей не могли показывать посторонним даже кончик туфельки – неприлично! Одежда для красавиц из Мадрида напоминала жесткие футляры.
«Встречают по одежке» — эта поговорка из далекого прошлого. И пятьсот лет назад на платье обращали самое пристальное внимание. Женщина или девушка не могла появиться на публике в рваном наряде. Так выглядели нищенки, которые жались возле ограды церквей и у кладбищенских ворот, с просьбой о подаянии.
Или же воровки, от которых любой почтенный господин непременно отшатнулся бы, встретив на улице. Поэтому разорвать одежду на женщине, как это было с Энн Гибсон, означало опозорить ее прилюдно!
Джейн Шор, фаворитку английского короля Эдуарда IV, примерно в 1485 году обвинили в беспорядочной жизни. Государь к тому времени умер, и заступиться за Джейн не мог. Что сделали с женщиной?
Ее заставили покаяться во всех грехах, затем разорвали на ней верхнее платье и вынудили пройти по лондонским улицам в одной нижней рубахе со свечой в руках. И каждый, при одном взгляде на нее, должен был сразу понять – эта женщина совершила множество ошибок! Отсюда и такое наказание!
Похожим образом поступали и в Венеции. Она славились прекрасными женщинами, которые привлекали в город множество туристов со всей Европы. Веселых красавиц, вроде Вероники Франко, превозносили и осыпали золотом… Однако в 1575 году город на воде столкнулся с чумой. И в этой напасти поспешили обвинить… девушек и женщин, которых прежде носили на руках.
«Венецию покарали небеса!» — Кричали на улицах. Веронике Франко пришлось спешно покинуть Венецию, а ее дом был разграблен. Если бы красавица задержалась в городе, то ее могла бы постичь участь некоторых «коллег» — их ловили прямо на улице, разрывали на них одежду, и сталкивали в каналы.
Так что разорванное платье было признаком позора. Мы помним из романа Александра Дюма, что граф де Ла Фер обнаружил на плече своей жены клеймо в виде лилии. И эта «печать» означала, что девушка совершила серьезный проступок. Как минимум – была воровкой. Разъяренный граф посчитал себя униженным, ведь он влюбился в Анну де Бейль! И даже повел ее под венец!
А она, получается, его обманула… И поскольку граф де Ла Фер был полноправным господином в своих землях, то он сам осудил жену. Он разорвал на ней одежду и оставил на дереве. То есть, поступил с графиней так, как поступали и в Венеции, и в Англии…
Интересно, что у некоторых славянских народов платье разрывали в знак скорби, причем так поступали вдовы. А есть старинный иудейский траурный обряд – только его соблюдали при кончине родителей и других родственников. «И встал царь, и разорвал свои одежды». Причем особенно отмечалось, что рвать ткань следовало руками и только стоя.
Потом испорченный наряд следовало сменить, и носить новое платье (не разрывая его) до ближайшего Шаббата. Если одежду рвала женщина, то затем ей следовало взять нитки и немедленно зашить образовавшиеся прорехи. Чтобы никто не увидел ничего лишнего! А наспех сделанные швы показывали окружающим – как велика была ее скорбь.
Так что разорванное платье – это любопытная традиция, и существовала она у многих народов. Только смысл самого действа был очень разным.