Месть зятя Хрущева Марку Бернесу за любовь к Изольде Извицкой

Марку Бернесу позволялось многое, но только до тех пор, пока он не влюбился в Изольду Извицкую. Отношения 47-летнего шансонье с 26-летней восходящей звездой советского экрана стали для него по настоящему роковыми. У Бернеса неожиданно появились проблемы с правящей элитой. Это стоило ему не только нескольких лет забвения, но и здоровья.

Дело в том, что Бернес влюбился в актрису, которая уже покорила сердце другого известного и влиятельного мужчины — Алексея Аджубея, главреда газеты «Комсомольская правда», а «по совместительству» — зятя Никиты Хрущева.

По всем параметрам Изольда Извицкая была роковой женщиной. Она влюбляла в себя мужчин ничего особенного для этого не делая. А после того, как сыграла главную роль в фильме «Сорок первый» и вовсе стала одной из самых красивых и желанных актрис Советского Союза.

Когда картину Чухрая увидели в Каннах о талантливой русской красавице написали журналы New York Magazine и Le Parisien libere, разместив ее портреты на обложках. В Париже открылось кафе «Изольда», названное в честь Извицкой.

50-е годы. Это был пик популярности Изольды Васильевны.

Кто бы мог подумать тогда, что картина «Сорок первый» станет венцом ее карьеры, а спустя 15 лет звезда актрисы, которая зажглась так быстро, и так ярко, столь же стремительно прочертит прощальную траекторию и погаснет. Изольда Извицкая прожила короткую жизнь, а причины смерти артистки оказались тяжелыми.

Единственный официальный брак

Несмотря на то, что Изольда Извицкая пользовалась успехом у мужчин, у нее был только один официальный брак, который, впрочем, закончился трагически.

Избранником Изольды стал актер Эдуард Бредун. Они познакомились на съемка фильма «Первый эшелон». Знакомым артистки Эдуард казался грубым и завистливым, поэтому многие удивлялись, почему яркая и солнечная Извицкая выбрала его в мужья.

Из воспоминаний Татьяны Конюховой:

«В кино он играл своих «в доску» парней, этаких рубаха-парней. И хотя Бредун не был лишен какого ни было бы таланта, он у него был какой-то ядовитый, характеризующий ущербных, злобных людей. Недаром Бредун сыграл в фильме «Первый эшелон» персонажа, который овладевает героиней Изольды».

Да, они были разными людьми, но Изольда искренне любила своего мрачного супруга.

После фильма «Сорок первый» Эдуарду Бредун с трудом переносил успех жены. В его фильмографии таких ролей не было. В основном небольшие роли и эпизоды. К тому же артист довольно много пил. К сожалению, эта пагубная привычка скоро настигнет и саму Извицкую. Но пока она наслаждается статусом звезды и вниманием мужчин.

Любовный треугольник: Аджубей, Бернес, Извицкая

Как уже говорилось выше, фильм Григория Чухрая открыл не только прекрасную актрису, но и очаровательную женщину с необычным шармом. В один момент внимания Изольды Извицкой стали добиваться сразу двое сильных мужчин — Алексей Аджубей и Марк Бернес. Сама актриса была замужем, но никого из поклонников это не останавливало.

Извицкая знала, что Аджубей — муж дочери Хрущева. Поэтому ухаживания Алексея она предусмотрительно отвергла. Свой выбор остановила на абсолютной звезде того времени — Бернесе. К тому же шансонье был свободен — его супруга Паола умерла после долгой болезни.

Певец и актриса практически стали жить вместе. Бернес снял для них отдельную квартиру. К этому времени и брак Извицкой нельзя было назвать счастливым. Ее супруг страдал алкоголизмом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому угрызения совести Изольду не мучили.

После смерти жены Бернес заводил множество любовных связей, которые не длились долго. Но отношения с Изольдой были совсем иного рода. Они действительно любили друг друга. У Марка Наумовича словно открылось второе дыхание, жизнь заиграла новыми красками.

Свидетели их романа рассказывали, что актриса очень хорошо ладила с дочкой Бернеса, которую он воспитывал один. Однажды певец снял на три месяца дачу в Крыму, где отдыхала и маленькая Наташа. Девочка так привязалась к Изольде, что начала называть ее мамой.

Месть соперника

Надо сказать, что Марк Бернес умел и хотел жить красиво. Он никогда не жалел средств на достойный комфорт. Дорогие рестораны, модная одежда, автомобили — для всего этого нужны были деньги, и не малые. Артист, конечно, хорошо зарабатывал на концертной деятельности, съемках в кино, игре в театре, но все равно этого было мало, чтобы вести роскошную жизнь.

Поэтому Марк Наумович занимался предпринимательством. Из заграничных поездок он привозил чемоданы дефицитной брендовой одежды, которую весьма выгодно сбывал в Москве. Сам артист одевался с иголочки. Кроме этого артист зарабатывал обменом валюты — иностранцы знали, где можно поменять их деньги на советские рубли не по официальному грабительскому курсу.

В отличие от других граждан, все эти и многие другие коммерческие делишки сходили с рук Бернесу, поскольку его очень любила власть, в частности Хрущев.

Но… Как говорят французы: «Шерше ля фам» — ищите женщину.

Алексей Аджубей не простил соперника. Он был несколько моложе Бернеса, и не мог смириться с тем, что Изольда отдала предпочтение стареющему, но не теряющему свой лоск и обаяние, известному артисту.

Началась целенаправленная травля Марка Бернеса. А для этого у Аджубея были все средства.

После поста главреда «Комсомольской правды» он возглавил другое центральное издание СССР — газету «Известия». В его власти было возвысить человека или утопить в одно мгновение. Зятя Хрущева называли вторым министром культуры.

Причем Бернеса предупреждали: играешь с огнем, Аджубей обидчив и мстителен. Но артист не придавал этому значения. Да и себя он не считал последним в Союзе человеком. Кто тронет известного и любимого народом певца.

Тронули. В центральной газете начали выходить фельетоны и статьи, уничижающие достоинство артиста. Сначала его обвинили в бездумном лихачестве на автомобиле, даже уголовное дело завели, а потом уличили в пропаганде блатной песни и непрофессиональном исполнении. Дело, правда, закрыли, но травля началась с новой силой, когда на Бернеса разгневался сам Хрущев.

На одном из правительственных концертов певец не вышел спеть песню на бис в третий раз. Самое интересное, что Марк Наумович спел бы для счастливых комсомольцев еще хоть 10 раз, но по регламенту можно было исполнять песню только два раза. Бернес ушел за кулисы, где не нашел ни одного руководящего лица, которое позволило бы ему выйти к публике в третий раз.

Но генсек этого не знал, поэтому решил, что артист зазвездился.

Вскоре вышел приказ министерства культуры отстраняющий Марка Бернеса от концертной деятельности. Фактически это был запрет на профессию и на долгие годы артист остался без средств к существованию. Такова была цена роковой любви.

К сожалению, Изольда не оценила этой жертвы. Сначала она еще приезжала к Бернесу, помогала с дочкой, готовила еду. А потом просто бросила в тяжелый для певца период.

Спасением для Бернеса стала его вторая официальная жена Лилия Бодрова. Ради Марка Наумовича она бросила своего супруга — французского фотокорреспондента журнала «Пари матч», который, кстати, сам же познакомил Лилию с певцом.

Эти 9 лет, что Бернес прожил с Бодровой, были самые спокойные годы в его жизни. К нему снова вернулась ошеломительная популярность, у него было все, о чем он когда-то мечтал: любовь молодой красивой женщины (она на 18 лет была его младше), автомобили, слава и деньги.

Конечно, годы забвения, предательство женщины, ради которой рискнул карьерой не прошли даром. В 1969 году Бернесу ставят диагноз рак. Заболевание, которого он боялся настолько, что не подходил к больной жене Паоле даже, когда она уже уходила. В этом же году он и умер.

А что же с Изольдой Извицкой?

Она пережила Бернеса на два года. Но обстоятельства ее смерти были очень печальными.

К сожалению, второй большой и звездной роли в ее жизни больше не случилось.

«То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьезными недостатками нашей социальной системы в кино.

Многие крупные, да и молодые режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки», — сетовал впоследствии Григорий Чухрай.

Супруг, которого неизменно называли не иначе как мужем Извицкой, предлагал Изольде только один способ справится с депрессией от невостребованности — заглушить печаль водкой…

Те, кто знал Изольду Васильевну рассказывала, что именно Бредун приучил жену к спиртному. Как любой алкоголик, не желающий пить в одиночестве, он се время просил жену выпить с ним. Впоследствии он будет обвинять актрису в беспробудном пьянстве.

«Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным: уже скоро у нее становится невнятной речь, она неожиданно для окружающих начала терять координацию движений, уходить в небытие…» — рассуждал киновед Арон Бернштейн.

Фильм «Вызываем огонь на себя» заставил Извицкую выйти на правильный путь: почти полтора года она не перебарщивала со спиртным, чтобы быть в форме. Но этого хватило ненадолго.

Одинокая и забытая

Эдуард Бредун не спас свою жену из пропасти, в которой она оказалась. Он просто ушел к продавщице ковров. Для Извицкой это стало последней каплей.

После развода в доме актрисы не осталось не одной ценной вещи, все ушло на спиртное. На него же уходила и небольшая зарплата от Театра киноактера.

Изольды Васильевны Извицкой не стало в 1971 году. Неделю ее тело пролежало в квартире, запертой изнутри. Врачи вынесли свой вердикт — сердечно-сосудистая недостаточность, возникшая на фоне длительного голодания и хронического алкоголизма.

Изольде Извицкой было всего 38. Эдуард пережил жену на 13 лет.

Оцените статью