На стадионе громко скандировали: «Твоя коронация нам не нужна». Это мягкий перевод. 6 мая в Англии коронуют Карла III, который сменил на престоле свою умершую мать. И не нужно быть большим аналитиком, чтобы увидеть очевидное – для народа это уже нелюбимый король.
Непопулярность Карла (которого мы еще недавно называли принцем Чарльзом) складывалась по кирпичикам много лет. Казалось бы, ну отчего ему, обласканному судьбой, не стать «своим» для народа? Почему такая неприязнь?
Всё дело в мелочах. Карла никогда не считали красавцем. Иное дело его отец – статный и улыбчивый принц Филипп нравился людям даже в преклонном возрасте. А вот у Карла – ни капли обаяния от батюшки. Даже на фотографиях в молодости принц выглядел почти всегда зажатым, неуверенным или слишком отстранённым. Словно каждый его выход доставлял ему массу неприятностей.
Нулевая харизма при бесспорно хорошем образовании. «Скучный!» — Именно такое ощущение оставалось от него. Да и знаменитое чувство юмора принца Филиппа ему не передалось. В Англии не раз собирали коллекцию шуток герцога Эдинбургского.
Например, посетив выставку искусства древних эфиопов, Филипп произнес: «Что-то похожее могла принести моя дочь со школьного урока по рисованию». А когда певец Том Джонс выступил на королевском благотворительном концерте, Филипп поинтересовался: «Чем вы полощете горло – мелкими камешками?».
Элтон Джон опешил от вопроса принца: «О, так это вы хозяин того ужасного автомобиля? Мы его часто видим по дороге в Виндзор». Возле Филиппа всегда слышали смех. Душа компании! Человек-улыбка!
А Карл не говорил ничего подобного. Но говорил много другого – по телефону — своей возлюбленной, Камилле Паркер-Боулз. Тот самый знаменитый разговор разбирали по косточкам репортёры всего мира. Нечасто услышишь от будущего монарха, что он мечтает стать предметом женской гигиены…
Эти отношения – другая причина нелюбви к Карлу Третьему. Всем в Британии было известно, что Карл женился на Диане Спенсер вовсе не по большой любви, а по настойчивому требованию своих родственников. И брак этот не задался с самого первого дня.
Оба – и Диана, и Карл – нашли утешение. Человеку свойственно искать опору. Но первой в прессу с жалобами на крах своего союза отправилась именно Диана. «Первое слово — дороже второго» — помните эту детскую поговорку? Она работает даже во взрослом мире!
Вот и получилось, что Карл – везде виноват. «Не надо было жениться», «Зря послушал семью», «Он с самого начала её не любил», «Она была такой юной, а он не оценил» — вот лишь небольшой список претензий, которые выдвигают к Карлу что английские, что русские комментаторы. Благополучно забывая, что брак – дело двоих. И если он не клеится, то к этому приложили руку оба.
В союзе Дианы и Карла неумолимо разрасталась пропасть между людьми, изначально чуждыми друг другу. Было место и бурным вспышкам гнева, и неловким ситуациям… Впрочем, ныне это не имеет значения. Дианы давно нет, Карл женат на Камилле, и теперь будет коронованным монархом. Пришло его время.
Но вот что удивительно! Великобритания утратила практически все свои колонии в царствование Елизаветы II, не единожды сталкивалась с кризисами, но мать Карла, в целом, любили. Отдавали дань уважения ее возрасту, ее спокойствию, ее безукоризненной репутации.
На протяжении всего своего правления Елизавета не прославилась… практически ничем. Но в этом тоже был свой плюс: хранительница старых порядков, символ незыблемых устоев. Англичане ценят символы.
Карл так долго был принцем (в 2023-м году ему исполняется семьдесят пять лет), что у него накопились идеи. Как поменять монархию, как сделать ее более… какой? Никто толком не знает. Но говорят о превращении Букингемского дворца в музей (сейчас это еще и резиденция короля), о сокращении числа работающих представителей семьи, о сокращении расходов на них же…
Сокращение расходов в 2023 году – это прекрасно для английского бюджета. Но на одном этом популярность сложно заработать. Тем более, что все прекрасно знают: Карл – один из самых богатых людей королевства. А его невестки могут себе позволить любые траты на любые драгоценности, даже если им ограничат бюджет. Так что «экономия» — это, скорее, лукавство.
Карл хотел, чтобы в день коронации, все граждане, в один миг, принесли ему клятву верности (это нетрудно сделать, ведь церемонию будут транслировать по телевизору), но англичане уже высказали ему свое мнение. Несколько дней назад, на футбольном матче, болельщики проскандировали: «Нам не нужна эта коронация». Повторюсь, это мягкий перевод. В реальности фраза звучала совсем нехорошо.
Так что королём он стал только что, а уже нелюбимый. «Лучше бы королева передала трон Уильяму», — такое мнение можно часто услышать в Англии. Но королева не стала перепрыгивать через голову сына. Сотрясать устои — на это покойная Елизавета II никогда пойти не могла.
Так что её жизненным девизом можно считать фразу: «Как бы чего не вышло». Но и сейчас вышло не очень. Карл коронуется, но подданные уже воротят от него носы.