Портрет красавицы и поразительное расследование ученых

Некоторое время назад нашла вот это изображение.

Сосредоточенная милая девушка. Явно из богатой семьи. Немного грустная с цветком в руке.

Этот цветок — паслён сладко-горький. В натуральном виде он выглядит куда скромнее и менее романтично:

Это растение лекарственное, но и ядовитое. По мере его жевания он сперва горький, а потом сладкий (в названии отчего — то все наоборот).

Именно за это цветок часто избирался средневековыми европейскими художниками для изображения девы в состоянии помолвки. Сперва, мол, все тяжело будет на новом жизненном этапе — а потом, ничего, привыкнешь — еще и понравится)

Если высказаться красиво — он считался символом верности, которая приходит как награда после жизненных испытаний.

Так же его использовали в немецкой народной традиции как оберег от колдовства и сглаза.

Портрет был написан в 1538 году, известным тогда немецким художником Бартоломеем Брюном (1493-1555 гг.) который практически всю жизнь провел в городе Кёльн.

Он был известен своими замечательными портретами горожан, но занимался не только живописью, но и общественной деятельностью. Это был богатый, уважаемый достойный и солидный человек, к которому обращались такие же как он сам клиенты.

Сейчас портрет висит в музее в Гааге.

Он называется Портрет Элизабет Беллингхаузен.

Хотя его атрибуции предшествовала целая история.

Портрет был приобретен музеем в Амстердаме в 1912 году, согласно завещанию его прежнего владельца, и передан музею в Гааге в 1951 году.

Об изображенной было известно мало. Только, пожалуй, то, что портрет был заказан в честь помолвки (на это, как мы уже знаем, указывает цветок).

Однако на обратной стороны портрета изображен герб.

Именно это герб сыграл роль в опознании девушки.

Герб принадлежал ее отцу, а отец, Питер Беллингхаузен, был профессором и известным юристом. Дочерей же у него было целых 4.

Но которая из них изображена на этом портрете?

Портрет был помолвочным, а значит — парным.

Стали искать сведения о женихе.

И нашли описание и этого портрета и парного к нему в материалах аукциона на котором портреты, собственно, и были разлучены — этот аукцион состоялся в 1896 году!

Дело в том, что фамильные гербы были изображены на обороте обоих портретов. А в материалах аукциона сохранилось их подробное описание.

И по этому описанию выяснили за кого данная дочь Питера выходила замуж.

Герб ее жениха принадлежал прославленному юристу и ученому того времени — Якобу Омфалиусу (1500−1567 гг.). Который всю жизнь, благодаря уму и знаниям занимал высокие университетские посты, а в 1559 году за выдающиеся заслуги даже был удостоен дворянского звания.

А за Якоба вышла замуж дочь Питера по имени Элизабет — записи о регистрации их брака до сих пор хранятся в архивах Кёльна. Событие состоялось 8 февраля 1539 года.

Так, кружным путем, выяснили имя изображенной.

Заодно определили и авторство художника, ибо раньше им считался голландец Ян Госсарт (ок.1478 –1532 гг.), но после определения личностей портретируемых стало понятно, что они с Госсартом встретиться никак не могли — он не бывал в Кёльне. Новым автором назначили Брюна (сами понимаете — портреты не подписаны, так что и эта версия может быть не окончательной).

В материалах аукциона 1896 года, как я уже сказала, было описание второго, парного портрета. А еще там была фотография обоих портретов вместе.

И вот по этой фотографии ученые начали просеивать горы материала, в надежде найти следы портрета жениха — и им сопутствовала удача.

В 2019 году на одном из аукционов мелькнул портрет мужчины под названием «Портрет неизвестного».

Ну и все.

Далее последовали переговоры и счастливое воссоединение портретов в 2020 году!

А заодно, по сохранившимся документам, узнали и как прошла жизнь изображенных.

Супруги родили 14 детей. Элизабет мужа пережила и после его смерти вышла замуж еще раз.

Даты ее жизни не известны, но, судя по портретам она была значительно младше супруга. Исследователи считают, что на момент брака ему было 39 лет, а ей — примерно 21 год.

Вот такие истории.

Банальная, в общем — то история супружества, и романтичная история восстановления истины и воссоединения портретов.

На последнее ушло 20 лет целенаправленной работы ученых-энтузиастов.

20 лет!!!

А мы удивляемся, почему так много ошибок в музейных коллекциях. Не все способны на такой подвиг.

П.С. решила вам показать другие портреты, написанные Бартоломеем Брюном. Листать:

*

*

Оцените статью
Портрет красавицы и поразительное расследование ученых
Только 2 минуты жизни после поцелуя: Трагический финал любви актрисы Линды Кристиан и гонщика Альфонсо де Портаго