Она содержала Петра Чайковского почти 14 лет. Мать 18 детей Надежда фон Мекк

Надежда фон Мекк узнала о существовании талантливого композитора Петра Чайковского, когда ей было 46 лет. Вдова мультимиллионера Карла фон Мекка, разбогатевшего на строительстве железных дорог в России, она воспитывала 11 детей (всего родила 18), контролировала с братом бизнес почившего мужа и вела довольно замкнутый образ жизни.

Единственное, что ее немало интересовало — это творчество в любом его проявлении: музыка, живопись, поэзия.

Надежду Филаретовну все знали, как профессиональную меценатку, не жалевшую средства на творческих людей. Под ее финансовым крылом находились такие знаменитые позже художники, как молодой Клод Дебюсси, Николай Рубинштейн и другие.

Но именно Чайковский стал ее любимцем и олицетворением идеального, романтического художника в полном смысле слова.

Однако богатая вдова в конце жизни все-таки пожалела о том, что была столь щедра по отношению к Петру Чайковскому. И дело даже не в огромных суммах, которые в течение 14 лет регулярно получал Петр Ильич. Речь об обманутых надеждах на малую толику искреннего участия и сочувствия в самые тяжелые моменты ее судьбы.

А вот для Чайковского неожиданная щедрость и преданность этой женщины сыграли важную роль в его биографии.

Первый контакт

О молодом, тогда еще малоизвестном, но талантливом композиторе Петре Чайковском, который жил на съемной квартире и одалживал фрак, Надежде Филаретовне рассказал кто-то из ее друзей.

В 1877 году она впервые обратилась к Петру в письме, в котором попросила написать несколько простых произведений для скрипки и фортепиано, чтобы ее дочери могли исполнять их дома.

Чайковский не был в особом восторге. Композитор тогда сосредоточился на какой-то масштабной работе и ему не хотелось отрываться ради незатейливых мелодий. Кроме того, он боялся запутаться в паутине обязательств перед женщиной, которая снова и снова будет отвлекать его от крупных и важных проектов.

Однако вскоре его вежливая отстраненность от переписки с преданной поклонницей превратиться в литературную лавину, ибо преклонение перед ним Надежды фон Мекк оказалось прямо пропорциональным величине ее финансовых вливаний.

Когда Чайковский узнал насколько богата дама, и как хорошо она платит, он быстро сочинил музыку.

Так начались одни из самых странных отношений в богемной среде творческой элиты России конца 19 века.

13-летняя дружба Надежды фон Мекк и Петра Чайковского представляла собой эпистолярный роман, который велся исключительно в письмах. При этом возможностей для встреч было больше, чем страниц, исписанных ими в более чем 1200 письмах. Очарованная фон Мекк не желала разрушать созданный ею в своем воображении идеальный образ композитора.

Поэтому она ввела в их отношения принцип «отсутствия прямого контакта» и — как выяснилось позже — придерживалась его исключительно последовательно. Хотя Надежда принимала Чайковского в своих поместьях и часто посещала те же места, что и музыкант, она всегда предпочитала заранее договариваться о встрече.

Ей не хотелось, чтобы их пути пересекались спонтанно. Кстати, однажды именно так и случилось. И знаете, что произошло? Они прошли друг мимо друга, словно никогда не были знакомы.

Большие деньги в обмен на платонические отношения

Надежда фон Мекк платила Чайковскому 6000 рублей в год. По тем временам огромные деньги: примерно в двадцать раз больше зарплаты рядового бюджетника. Благодаря этому Петр смог бросить преподавание в Московской консерватории и посвятить все свое время композиторскому делу.

Надежда Филаретовна поддерживала Чайковского не только деньгами. Она была его личным мотиватором, помогала выйти из состояния хандры, когда композитор чувствовал себя подавленным, в общем стояла на страже его эмоционального состояния.

Отношения с Чайковским тоже были ей на пользу. Она ненавидела интим, поэтому платонические отношения ее более чем устраивали.

Номинальный брак и опасная тайна Чайковского

Профессионально успешный, широко уважаемый и привлекательный для противоположного пола композитор имел тайну, о существовании которой знали только самые близкие ему люди — его никогда не интересовали женщины.

Конечно, он не был одинок в своих нетрадиционных «склонностях». Однако российское общество второй половины 19-го века не собиралось становиться на путь толерантности.

Чтобы не дать повода общественности для ненужных разговоров, Чайковский решил женился. Ему было все равно с кем заключить брак, главное, чтобы он выглядел достойно.

Свою будущую супругу Милютину Антонину Петр знал давно. Ну как знал, встречались где-то в гостях в 1872 году и не более того. А вот Антонина Ивановна еще тогда влюбилась в Петра Ильича и тайно восхищалась им все эти годы. Потом призналась композитору в своих чувствах, написав ему трогательное письмо.

Он умилился. Написанное с ошибками, почти без знаков препинания, послание тем не менее дышало искренностью и наивностью. Чайковский поначалу не мог даже вспомнить девушку, которая училась в Московской консерватории, где он преподавал.

Петр Ильич написал своему приятелю, педагогу Милюковой Эдуарду Лангеру, не помнит ли он свою студентку. Тот вспомнил и написал Чайковскому в ответ: «Дура». Как говорится, поговорили, да и забыли.

Но вскоре от Антонины пришло еще одно письмо, в нем она среди прочего упоминала, что имеет десять тысяч капитала.

И это уже был аргумент. Материальные проблемы преследовали Петра Ильича. Волновала его и собственная репутация.

В 1876 году он нашел Антонину и сделал ей предложение. Композитор рассказал об этом Надежде. Она поздравила его и пожелала счастья.

Но уже через неделю после свадьбы Чайковский написал благодетельнице письмо с просьбой о дополнительных деньгах, так как брак вверг его в долги.

А еще спустя несколько недель после церемонии Петр снова написал Мекк, в котором признался, что ненавидит супругу.

Он стал избегать общения с женой, регулярно убегал по делам, что объяснял срочными обязательствами. Несчастный и сознающий совершенную им ошибку, он не мог развестись, так как в такой ситуации необходимо было предъявить причину, по которой брак должны расторгнуть.

Очарованная Антонина поначалу с пониманием относилась к частым отлучкам мужа, но со временем стала осознавать в каких целях ее используют.

Антонина и Петр расстались быстро, но состояли в официальном браке всю свою жизнь. На протяжении многих лет Милюкова фактически делала жизнь Чайковского невыносимой, шантажируя композитора обнародованием его главной тайны.

И снова на помощь приходит Надежда фон Мекк. Она предложила Чайковскому помощь в размере 10 000 рублей. Деньги должны были стать козырем Чайковского в его личном плане «заставить молчать» Антонину.

Петр Ильич делал все, чтобы его покровительница ни на минуту не усомнилась в том, что своими деньгами и добрым словом она поддерживает исключительно порядочного человека.

Пётр Чайковский писал Надежде фон Мекк:

«Вы действительно думаете, что я способен помнить вас только до тех пор, пока пользуюсь Вашими деньгами? Могу ли я хоть на мгновение забыть, что Вы для меня сделали и чем я Вам обязан?

Без всякого преувеличения могу сказать, что Вы спасли меня и что я непременно сошел бы с ума и умер бы, если бы вы не пришли мне на помощь и не поддержали меня своей дружбой, состраданием и материальной помощью (…)».

Правда, потом снова и снова просил дополнительные финансы, несмотря на уже полученную поддержку.

Перерезала «пуповину»

Счастливая полоса Чайковского, когда он получал огромные денежные вливания практически без обязательств, прервалась, когда Надежда фон Мекк начала бороться уже со своими финансовыми проблемами и была вынуждена минимизировать расходы. Кроме того, у нее смертельно заболело двое детей, и для лечения нужны были огромные деньги.

Чайковский же, напротив, стал европейской знаменитостью и много гастролировал в разных странах.

Из содержания ответного письма видно, что музыкант с пониманием принял эту ситуацию. Он уверял Надежду, что ее благополучие для него гораздо важнее собственного. Однако в переписке с братом композитор не скрывал своего раздражения и разочарования решением женщины.

Интересный момент: как только не стало ежемесячных выплат прекратилась и интенсивная переписка, в которой эта необычная пара обсуждала политические вопросы, обменивалась мнениями о музыке, межличностных отношениях и своих проблемах.

После стабилизации финансового положения Надежда фон Мекк на некоторое время вернула финансирование любимого композитора, но вскоре ее проблемы стали настолько серьезными, что в 1890 году Надежда Филаретовна написала прощальное письмо, в котором сообщила об окончании финансирования.

Петр Чайковский не скрывал своего негодования, называя фон Мекк в письмах к брату «предателем», которая его использовала, обидела и обманула.

В книге Энтони Холдена «Петр Чайковский — трагичный и романтический» автор настаивает на том, что трудно не увидеть в этих «отношениях на расстоянии» обоюдной выгоды. Надежда не скрывала своего романтического чувства к Петру. Финансирование и размещение его в своих поместьях давали ей возможность поддерживать с ним постоянную связь.

Петр Ильич в свою очередь, быстро привык к безусловной материальной и эмоциональной поддержке, которой изначально не искал. Так что кажется, что с годами они просто привыкли к своим ролям и определенной схеме функционирования.

И все же, из их переписки видно, что в трудную минуту она не встретила настоящей поддержки Чайковского. От отношений осталась одна оболочка… Напишет Надежда.

Надежда фон Мекк умерла в 1894 году в Ницце, всего через два месяца после похорон Петра Чайковского, вероятно, так и не узнав о смерти любимого творца. Официальные причины, из-за которых она так резко оборвала связь с Петром, а именно — финансовые проблемы и проблемы со здоровьем, стали поводом для многочисленных спекуляций.

По мнению некоторых биографов, немалую роль в этом деле сыграли члены семьи Надежды, не желавшие делиться своим богатством с лицом вне семейного круга.

Возможно, что больная фон Мекк не переставала писать Петру, но ее письма, продиктованные родственникам по состоянию здоровья, так и не отправились к адресату. В итоге оба, скорее всего, умерли, полагая, что, вопреки обещаниям, были преданы друг другом.

Оцените статью
Она содержала Петра Чайковского почти 14 лет. Мать 18 детей Надежда фон Мекк
След от первого мужчины