Княжна для всех

«Прелюбы творила?», — подозрительно сощурился император, как только его юная супруга вошла в опочивальню. Княжна заплакала:

«Как можно, государь? Тебе же ведомо, что я из страны россов, где чистота и души и тела важнее жизни».

Лицо императора исказилось от злости:

«Не говори мне о Руси! Или я не знаю, что после отцовского дома ты жила в блудодейной Саксонии? Что ж, коварная, не хочешь быть только для меня, будешь для всех!».

Евпраксия, рыдая, упала на колени.

В 1071 году в Киеве половецкая княжна Анна, супруга черниговского князя Всеволода Ярославовича, родила девочку, назвали которую Евпраксией.

Князь Всеволод был доволен рождением дочки, ведь основной наследник мужского пола у него уже был — 18-летний Владимир Мономах. Имелся у Всеволода и «запасной» наследник на случай, если с Владимиром что-нибудь случится — двухлетний младенец Ростислав.

Девочка могла пригодиться Всеволоду Ярославовичу для укрепления международных связей своего рода, а также, с учетом претензий Всеволода на великокняжеский престол в Киеве, для создания союза Руси против поляков с сильной европейской державой.

Старшая дочь князя, Анна Всеволодовна, должна была выйти за Констанция Дуку, сына византийского императора Константина X. Однако этот брак не состоялся, так как после смерти Константина X византийская знать насильно постригла Констанция в монахи.

Всеволод Ярославович надеялся, что младшей дочери повезет больше, и она станет супругой, если не короля, то знатного и влиятельного иностранца.

В 1076 году Всеволод Ярославович стал великим князем Киевским и сделал основным направлением внешней политики Руси не Византию, а Германию. Всеволода, сына шведской принцессы Ингигерды и прямого потомка Рюрика, великого князя Киевского Ярослава Мудрого, немецкий король Генрих IV считал если не ровней себе, то вполне европейским правителем.

Помимо прочего, Всеволод Ярославович просил Генриха подыскать жениха для его дочери Евпраксии. Это должен был быть представитель немецкого знатного рода, влиятельного и близкого к королевскому двору.

В 1082 году жених для одиннадцатилетней княжны нашелся — 17-летний маркграф Марки Северной Саксонии Генрих I фон Штаде по прозвищу Генрих Длинный. Молодой человек только что унаследовал маркграфство от своего отца Лотаря Удо II, одно время выступавшего против короля Генриха IV, но затем ставшего его верным соратником.

Всеволоду Ярославовичу союз с Генрихом Длинным представлялся весьма выгодным. Во-первых, Марка Северной Саксонии имела традиционно близкие связи с Русью. Во-вторых, этот брак позволил бы укрепить положение Всеволода в распре с племянником Ярополком.

Генриха Длинного, помимо выгодного союза с великим князем Киевским, заинтересовало и обещанное богатое приданое за невесту. Всеволод Ярославович поставил условие: свадьба и консумация брака должны состояться, когда невесте исполнится 15 лет.

До тех пор Евпраксия должна жить в одном из немецких монастырей. Генрих, наслышанный о красоте юной княжны, скрепя сердце согласился с требованием русского князя.

В 1083 году бесконечный свадебный караван отправился из Киева на Запад. Евпраксия ехала к жениху с огромной свитой. Сотни лошадей и верблюдов везли в Марку Северной Саксонии всевозможное добро: злато, драгоценные камни, дорогую одежду, пряности, меха и т.д.

Генрих Длинный был поражен как количеством привезенных ценностей, так и красотой невесты. Приданое маркграф принял в свою казну, а девочку, как и договаривался с ее отцом, отправил в расположенное неподалеку Кведлинбургское аббатство.

В обители Евпраксия познакомилась с аббатисой Адельгейдой, сестрой короля Германии Генриха IV. Благородная дама произвела на девочку сильнейшее впечатление. Адельгейда стала учить княжну латыни и немецкому языку, знакомить ее с немецкими традициями.

В 1086 году Евпраксия Киевская стала женой Генриха фон Штаде. Супруги прожили вместе совсем недолго. 27 июня 1087 года во время охоты Длинный что-то не поделил со своими вассалами и был убит.

16-летняя маркграфиня фон Штаде стала вдовой.

Между тем, король Германии Генрих IV, ставший в 1084 году императором Священной Римской империи, также овдовел: его супруга, императрица Берта Савойская отправилась в мир иной в возрасте 36 лет.

34-летнему Генриху срочно была нужна жена. Его сестра, аббатиса Адельгейда, сообщила императору, что овдовевшая маркграфиня Марки Северной Саксонии, дочь русского государя Всеволода, является невероятной красавицей и умницей.

Генрих заинтересовался Евпраксией и, встретившись с ней, тут же загорелся идеей брака. Помимо того, что красавица поразила императора в самое сердце, женитьба на маркграфине позволяла укрепить связи с саксонской знатью.

В 1088 году Генрих обручился с Евпраксией, после чего она в качестве невесты императора отправилась в уже прекрасно знакомый ей Кведлинбургский монастырь под опеку аббатисы Адельгейды.

Отец Евпраксии, Всеволод Ярославович, наслышанный о блудодейной жизни императора, был против брака дочери с Генрихом, но поделать ничего не мог: влияние Руси на Священную Римскую империю было исчезающе малым.

В Кведлинбурге по требованию Генриха IV Евпраксия перешла из православной веры в католическую, приняв имя Адельгейда (Агнесса) в честь сестры императора и своей благодетельницы.

14 августа 1089 года в Кельнском соборе архиепископ Магдебурга Гартвиг обвенчал 18-летнюю Евпраксию-Адельгейду и 39-летнего Генриха. После католического Рождества состоялась и коронация: юная княжна из далеких русских земель стала императрицей Священной Римской империи.

В то время Генрих IV находился в состоянии жестокого конфликта с римским папой Урбаном II, а также с его ближайшей сторонницей, маркграфиней Тосканской Матильдой. Император и римский папа пытались раз и навсегда решить — светская или духовная власть должна верховенствовать в империи. Борьба, проходившая с переменным успехом, вошла в историю как борьба за инвеституру.

Генрих надеялся, что саксонская знать и великий князь Киевский Всеволод Ярославович помогут ему в борьбе со святым престолом. Однако никакой помощи император не получил, что стало причиной его ожесточения в отношении молодой супруги.

Особенно раздражение Генриха усилилось в 1090 году, когда он узнал, что 43-летняя Матильда Тосканская вступила в брак с 16-летним Вельфом V Толстым, старшим сыном герцога Баварии Вельфа IV. Этот брак, объединивший силы значительной части Италии и Баварии, стал большой победой папы Урбана и нанес по императору сильнейший удар.

Свою злобу Генрих выместил на несчастной Адельгейде, женитьба на которой, по мнению государя, не дала ему ни малейших политических или военных преимуществ.

В марте 1090 года император Священной Римской империи со всем своим двором отправился в Верону. Целью Генриха было поддержать антипапу Климента III в его борьбе с папой Урбаном II и Матильдой Тосканской.

В 1091 году войска Генриха IV захватили город Мантую, которую защищал граф Вельф. Юный муж Матильды спасся бегством.

В 1092 году в Вероне 21-летняя Евпраксия-Адельгейда родила сына, который скончался через несколько месяцев, что также стало поводом для обвинений и недовольства со стороны венценосного супруга.

Весной 1092 года Генрих безуспешно осаждал крепость Монтевельо, но так и не смог ее взять. В октябре у стен Каноссы состоялось большое сражение, в котором императорские войска были разбиты. Генриху пришлось спешно отступить в верную ему Венецию. Между тем, несколько итальянских городов, в том числе Милан, Пьяченца и Кремона, заключили союз, тем самым отрезав Генриха от Германии.

Императору пришлось жить в Венеции, не имея возможности вернуться на родину. Это обстоятельство крайне негативно отразились на и без того тяжелом характере императора, и страдала из-за этого Евпраксия.

Генрих становился все невыносимее. Государь ревновал супругу ко всем, а в опочивальне был груб и ненасытен. Придворные не единожды видели молодую императрицу в слезах.

Вскоре ревность и злоба Генриха достигли своего апогея. Вот как об этом пишет Н.М. Карамзин:

Но и этого Генриху показалось мало. Император повелел заключить Евпраксию в башню и приказывал мужчинам подниматься к ней. Дошло до того, что государь повелел своему сыну от первого брака, 19-летнему Конраду, подняться к мачехе. Бедный юноша любил и уважал императрицу, считал ее родным человеком.

Генрих, увидев сомнения Конрада, заявил, что тот не его сын, а сын некоего герцога, так что, посетив Евпраксию в башне, он не нарушит законов Господа.

Поведение отца настолько шокировало Конрада, что он сбежал в Милан, перешел на сторону римского папы и, к вящему бешенству Генриха, был объявлен королем Италии под тронным именем Конрад II.

Издевательства императора над супругой не остались незамеченными в Ватикане. Римский папа Урбан II связался с верными людьми в Вероне, которые помогли Евпраксии сбежать из башни.

За городскими воротами беглянку уже ждал крепкий отряд рыцарей под командованием графа Вельфа.

Отряд Вельфа доставил императрицу в Каноссу, где ее как сестру приняла Матильда Тосканская.

В марте 1095 года в Пьяченце состоялся церковный собор, на котором Евпраксия-Адельгейда в присутствии папы римского обвинила Генриха в принуждении к супружеским изменам, к любовной связи с пасынком Конрадом, а также к сатанинским «мессам» с участием сразу нескольких мужчин.

Выступление Евпраксии на церковном соборе было жестом подлинного отчаяния. Бедная женщина прекрасно понимала, что, рассказывая о произошедшем с ней, она обрекает себя на пожизненные насмешки и презрение. Однако ее молчание грозило еще большими мучениями.

Папа Урбан II признал жалобы императрицы правдивыми и справедливыми. Понтифик отпустил женщине грехи, а Генриха IV во второй раз предал анафеме (ранее императора анафемствовал Папа Григорий VII).

Бегство жены, церковный собор в Пьяченце и повторная анафема ввергли Генриха в полное отчаяние. Согласно хронике Бернольда Констанцского, государь уже был готов совершить самоубийство, но внезапный развод Матильды Тосканской и графа Вельфа возвратил ему надежду.

Вскоре Генриху IV удалось переманить Вельфа на свою сторону, вернуть себе Баварию и в 1097 году торжественно въехать в Регенсбург.

Евпраксия все это время проживала в Милане при дворе своего пасынка Конрада. В конце 1097 года Генрих лишил Конрада прав наследования престола Священной Римской империи в пользу младшего сына. Итальянская знать немедленно отвернулась от короля, вскоре он потерял титул и отправился в изгнание во Флоренцию.

Положение Евпраксии стало угрожающим: Генрих вполне мог попытаться отомстить ей.

В 1099 году императрица приняла решение возвратиться в самое безопасное для себя место — в Киев. Тайно, через Венгрию, она прибыла на родину.

Ее отца уже шесть лет как не было на свете. В Киеве княжил двоюродный брат Евпраксии, Святополк Изяславич. Святополк отнесся к Евпраксии благодушно, позволил ей воссоединиться с матерью Анной Половецкой, братом Владимиром Мономахом и сестрой Янкой Всеволодовной.

Евпраксия стала жить с матерью и сестрой в монастыре княжны Янки Всеволодовны. В 1106 году императрица узнала о смерти своего супруга и мучителя Генриха IV: император скончался в возрасте 55 лет от тяжелой болезни после длительного противостояния со своим младшим сыном.

В декабре 1106 года Евпраксия постриглась в монахини. Последние годы жизни она провела в Печерской монастыре. В 1109 году русская княжна Евпраксия, маркграфиня Марки Северной Саксонии, императрица Священной Римской империи Адельгейда скончалась в возрасте 38 лет.

Так сложилась жизнь несчастной, много и безвинно претерпевшей княжны Евпраксии Всеволодовны.

Оцените статью
Княжна для всех
Беременная понарошку