От пламени свечей в покоях было жарко, но четырнадцатилетняя новобрачная забралась под покрывало. Она нетерпеливо ждала своего супруга. «Доброй ночи, мэм», — поклонилась горничная и быстро вышла. До утра Мэри не сомкнула глаз. Она не знала, что ранее прозвучал приказ короля Англии: «Не давайте молодым быть вместе!».
Очаровательную Мэри, дочь герцога Норфолка, рано просватали: переговоры начались в 1529-м, когда ей исполнилось только десять лет. Знатная девочка предназначалась в жены сыну короля Англии, Генри Фицрою. Этот ровесник Мэри появился на свет вне брака – его матерью стала златовласая красавица-фрейлина.
Но бастард государя Генриха VIII оставался его единственным сыном. Так что в Англии всерьез поговаривали: быть юному Генри следующим королем! И значит Мэри со временем легко могла превратиться в королеву…
Король Англии женился второй раз, но его новая жена подарила ему дочь. Разочарованный правитель даже отменил запланированный рыцарский турнир. А ведь на протяжении полугода все астрологи в один голос предсказывали Генриху, что родится мальчик! Король подготовил пышные торжества в честь принца, и теперь не собирался праздновать рождение принцессы.
Молодая династия Тюдоров оказалась на грани вымирания. Однако наличие незаконного сына вселяло в короля надежду. А почему бы, на самом деле, не передать трон ему? Еще когда мальчику исполнилось шесть лет, король провозгласил его пэром и пожаловал два герцогских и один графский титул. Теперь надо было женить Генри. Подстраховаться, если королева так и не сможет дать Англии наследника.
Вот поэтому-то осенью 1533 года начались приготовления к церемонии венчания. Для Мэри пошили роскошное алое бархатное платье, на отделку головного убора потратили сотню прекрасных жемчужин. Норфолки сияли от счастья и лопались от гордости: их девочка войдет в королевскую семью! Да здравствуют Генри и Мэри!
«Ваш сын очень слаб, ваше величество, — обеспокоенно сказал лекарь незадолго до торжества, — ему бы надо поберечь силы. Учитывая ситуацию… Мэри – цветущая юная леди, и она, вне всякого сомнения, способна быстро стать матерью. Но вашему сыну еще рано быть отцом. Следует выждать хотя бы полгода».
Разумеется, этот диалог не передали семье Мэри. Король только отдал приказание прислуге: «Не давайте молодым быть вместе!». 28 ноября 1533 года состоялась великолепная свадьба.
Все было обставлено с такой торжественностью, словно под венец шел наследник престола. Королева Англии, Анна Болейн, смахнула не одну слезинку в своих покоях. Ведь эта красивая девочка, Мэри, становилась ее прямой конкуренткой!
Напрасно Мэри ждала Генри. Она не сомкнула глаз, а новобрачный видел десятый сон в своих покоях. Он устал после длинного дня, и не стал возражать, когда ему сообщили, что он отправится к себе один. Перед сном он думал об Ирландии, которую собирался посетить вместе с прелестной женой.
Поездку в Ирландию отменили. Посчитали, что Генри слишком слаб. Ему дали время окрепнуть, но становилось только хуже. Проходили месяцы, а молодые супруги жили раздельно: Мэри блистала при Дворе, а Генри находился под постоянным наблюдением лекарей. 22 июля 1536 года герцог скончался.
Молодым не дали быть вместе, их брак не осуществился, и поэтому Мэри не получила ничего из тех богатств, которые принадлежали Генри. Она осталась при Дворе, некоторое время состояла в свите королевы Джейн Сеймур, а потом королевы Анны Клевской.
«Ты очень красива, — говорила Мэри ее семья, — возможно, сам государь теперь обратит на тебя внимание?»
На это Мэри ответила решительным отказом. Для нее Генрих VIII навсегда оставался свёкром, отцом покойного супруга.
Замуж она так и не вышла, но взяла на себя заботу об осиротевших детях брата. Мэри умерла в 1557 году в собственном доме, где висел миниатюрный портрет Генри Фицроя.
Эти двое совсем недолго были мужем и женой, о них много говорили, как о будущих правителях Англии, но все планы и мечты рассеялись, словно дым. Возможно, история королевства сложилась бы чуть иначе, если бы в ноябре 1533 года не прозвучал приказ Генриха VIII: «Не давайте молодым быть вместе!».