Девочка из переулка

«Юбку вверх?» — смеясь, спросила четырнадцатилетняя Сара. Джентльмен из переулка оглянулся воровато, осклабился, закивал так, что с головы слетел парик. Лысина господина была покрыта испариной, а руки мелко дрожали.

Конечно, этот «гость» был не так красив, как парни-подмастерья, но Саре было все равно. Она хотела одного: поскорее выбраться из переулка.

Сара Придден в детстве мечтала о том, чтобы наесться досыта. Она родилась в 1690 году в самом злачном районе Лондона, Уайтчепеле: ровно через два века в этом районе начнет орудовать Джек-потрошитель.

При жизни Сары зловещего убийцы в Уайтчепеле не было, зато был коллективный Джек: даже крепкому мужчине было весьма непросто пройти по улицам райна вечером, оставшись живым, здоровым и с кошельком в кармане.

Отец Сары был каменщиком — изнурительный, малооплачиваемый труд. Приходя домой после работы, мистер Придден вымещал свое раздражение на супруге Мэри. Доставалось и Саре.

Когда девочке исполнилось одиннадцать лет, родители устроили ее помощницей швеи в районе Олдгейт, расположенном в самом центре Лондона. Швея была женщиной чрезвычайно требовательной и за малейшую провинность порола своих воспитанниц.

Проработав в мастерской пару месяцев, Сара испортила дорогой отрезок кружева. Девочке грозило суровое наказание, и, не дожидаясь его, она сбежала от своей «благодетельницы».

Домой к родителям Сара не вернулась, став уличной бродяжкой в трущобном районе Сент-Джайлс. Чтобы прокормиться, девочке пришлось заниматься тем же, чем занимались многочисленные взрослые женщины, промышлявшие на улицах Сент-Джайлс.

Поначалу Сара водила в укромный переулок мальчишек-подмастерьев. Половины кроны за один поход было вполне довольно, чтобы вполне сносно питаться, и даже копить деньги.

Собрав определенную сумму, предприимчивая Сара организовала новый, вполне легальный «бизнес». Она приобретала по дешевке иллюстрированные брошюры с приключенческими рассказами, а затем продавала их.

Вскоре очаровательная юная торговка стала известна в Лондоне. В прессе ее называли:

«Красивая маленькая девчонка, которая продает брошюры школьникам и подмастерьям в переулке Поупс-Хед в Лондонском сити».

Однако основным источником дохода Сары оставался не богатый переулок Поупс-Хед, а совсем иной переулок, расположенный в злачном Сент-Джайлсе.

Когда Саре исполнилось тринадцать лет, подмастерья перестали появляться в переулке: их сменили взрослые и состоятельные мужчины.

В 1704 году переулок Сары посетил 29-летний полковник Фрэнсис Чартерис, которого в свете прозвали «Английским Калигулой» за весьма экстравагантный образ жизни.

Чартерис был покорен Сарой и предложил ей переехать к нему. Девочка немедленно согласилась.

В богатом доме Чартериса мисс Придден прожила недолго: через несколько месяцев Сара надоела полковнику, и он выгнал ее на улицу.

Вскоре симпатичную девочку-подростка заприметила знаменитая лондонская сводня по прозвищу мать Уайзборд, владевшая «веселым домом» в Ковент-Гарден. Заведение считалось одним из самых эксклюзивных и дорогих в Лондоне, его посещали богачи и аристократы.

Чтобы казаться «благородной девушкой», Сара сменила фамилию на «Солсбери», а также взяла новое имя — Салли.

Слух о появлении «у матушки Уайзборд» юной, остроумной и невероятно привлекательной девушки быстро распространился в аристократических кругах. Поклонниками Салли Солсбери были государственные чиновники высшего ранга, знаменитые писатели и даже члены августейшей фамилии.

В гости к Салли регулярно заглядывали госсекретарь Северного департамента Лондона виконт Болингброк; герцог Чарльз Леннокс; поэт и дипломат Мэтью Прайор; бастард короля Карла II герцог Чарльз Боклерк. Наслышавшись много интересного о Салли, не удержался от посещения и сам принц Георг Август, будущий король Англии.

 

Несмотря на то, что гостями «веселого дома» в Ковент-Гарден были представители высшего света, лондонские власти постоянно преследовали девушек матушки Уайзборд. Салли дважды была арестована и провела небольшие сроки в тюрьмах Брайдуэлл и Маршалси.

В 1713 году после устроенной солдатами облавы, Салли попала под суд. Красавице грозил продолжительный срок в Ньюгейтской тюрьме, известной чудовищными условиями содержания. Мисс Солсбери повезло: судьей оказался ее преданный поклонник сэр Блэгни.

Блэгни воскликнул:

-Посмотрите на нее, это же сущее дитя!

Салли, которая, и правда, выглядела гораздо моложе своих лет, была освобождена в зале суда.

В 1722 году у 32-летней Салли снова возникли большие проблемы с законом, но на этот раз не из-за ее рода занятий.

Все произошло 22 декабря в таверне «Три бочонка» в Ковент-Гардене. Салли обедала в компании своей младшей сестры и покровителя, молодого политика Джона Финча. Финч давно обещал порадовать Салли походом в оперу. Внезапно достав билет, он шутки ради протянул его не мисс Солсбери, а ее сестре.

Салли юмора не оценила и, схватив со стола нож, вонзила его политику в грудь. Тут же почувствовав раскаяние, Солсбери стала кричать, звать врача и плакать.

Инцидент стал новостью номер один в Лондоне. Салли к тому времени уже являлась самой известной куртизанкой в городе, рассказы о ее «приключениях» постоянно публиковались в газетах.

Вот как писала о «поножовщине в «Трех бочонках» известная аристократка леди Мэри Уортли Монтегю:

«Самая свежая новость в городе — это несчастный случай со смертельным исходом, произошедший три дня назад с очень симпатичным молодым человеком, братом лорда Финча, который выпивал с горячо любимой девушкой, о которой вы, возможно, слышали по имени Салли Солсбери. В приступе ревности она ударила его ножом в сердце.

Он сразу же упал замертво, но когда вызвали хирурга и вытащили нож из его тела, он открыл глаза, и его первыми словами были просьба к ней дружить с ним, и поцеловал ее. С тех пор она оставалась у его постели до прошлой ночи, когда он умолял ее уехать, потому что думал, что не сможет жить; она последовала его совету и, возможно, окажет вам честь своим жильем в Париже».

В Париж Салли Солсбери так и не успела сбежать: ее арестовали.

Несмотря на то, что рана оказалась несмертельной, и Филч прилюдно простил Салли, молодая женщина все же предстала перед судом.

24 апреля 1723 года в суде в Олд-Бейли яблоку негде было упасть. Прокурор обвинил знаменитую красавицу в жестоком нападении и предоставил исчерпывающие доказательства ее вины.

Адвокат настаивал, что прощение со стороны мистера Финча является доказательством невиновности Салли.

Мисс Солсбери утверждала, что на своего покровителя она напала не из-за ревности, а из страха за сестру. Женщине показалось, что известный своим безнравственным поведением Финч пытается добиться благосклонности от юной, неопытной девушки.

Прокурор в ответ подробно прошелся по биографии Салли, начав с того самого переулка. Обвинитель высказал убежденность, что мисс Солсбери представляет угрозу для общества.

Присяжные прислушались к прокурору и признали Салли виновной в нападении. Обвинение в покушении на убийство было отклонено.

В результате Салли Солсбери была приговорена к году тюремного заключения, штрафу в сто фунтов и к обязательному наблюдению на протяжении двух лет после освобождения.

Отбывать наказание Салли Солсбери пришлось в печально известной Ньюгейтской тюрьме, но вот только все ее страхи относительно этого учреждения были напрасными.

Благодаря ее влиятельным поклонникам, Салли отбывала срок в отдельном большом помещении с удобной мебелью, цветами и предметами роскоши. Более того, мисс Солсбери даже получила право принимать гостей!

В Ньюгейте у куртизанки в полной мере проявилась болезнь, которую тюремный врач описал как «мозговая лихорадка, вызванная беспутством». Состояние Салли становилось все хуже, и в декабре 1724 года она скончалась в возрасте 34 лет.

Безутешные поклонники добились того, чтобы Салли похоронили на кладбище церкви Святого Эндрю Холборна, как благородную женщину.

Так сложилась судьба Сары Придден, девочки из переулка, ставшей знаменитой лондонской куртизанкой Салли Солсбери. Зная историю жизни этой женщины, — бросит ли кто-то в неё камень?

Оцените статью