После выхода на экраны фильма «Тимур и его команда» в 1940 году трудно было найти юных зрителей, которые бы его не посмотрели. Дети-актёры, сыгравшие в нём главные роли, мгновенно стали популярны. А на Ливия Щипачёва, воплотившего на экране образ Тимура, хотели быть похожими миллионы мальчишек и девчонок Советского Союза.
Все ждали, что он после такого блестящего дебюта продолжит свою карьеру в кино. Однако Ливий появился на экранах ещё один раз, в «Клятве Тимура», и выбрал совсем другой путь.
Короткая кинокарьера
Он появился на свет в августе 1926 года в семье известного поэта Степана Щипачёва и его первой жены Зинаиды. Мальчик никогда не мечтал стать актёром, он с детства увлекался живописью, а педагоги отмечали особую одарённость мальчика. Как именно он попал на кастинг фильма «Тимур и его команда», неизвестно, но именно в нём увидел главного героя режиссёр картины Александр Разумный, безошибочно выбрав его среди более чем двухсот подростков, пришедших на пробы.
Парадокс заключался в том, что сам Ливий, симпатичный светловолосый мальчик, вообще сниматься не хотел. Мечтали сниматься Борис Рунге, Юрий Яковлев и Тимур, сын писателя Аркадия Гайдара, в честь которого и получил своё имя главный герой. Но создатели фильма, не без помощи родителей Ливия, уговорили всё же сына Степана Щипачёва дать согласие на съёмки.
Как вспоминала позже исполнительница роли Женьки Екатерина Деревщикова, Ливий неизменно появлялся на площадке с мольбертом в руках.
А режиссёр добивался от него мужественности в кадре исключительно негуманными методами: кричал и говорил что-то очень грубое. Только так можно было разозлить Ливия и добиться от него определённой решительности.
Впрочем, всё равно на экране Ливий смотрелся несколько скованно, что отмечали позже критики. Однако это ничуть не помешало подростку стать популярными и сыграть позже в «Клятве Тимура», вышедшем на экране в 1942 году. Эту картину снимали уже в Уфе, куда эвакуировали всю киногруппу.
После окончания съёмок второго фильма Ливий Щипачёв, наконец, смог полностью посвятить себя живописи и впоследствии крайне неохотно вспоминал о своём опыте работы в кино, хотя о самом фильме отзывался с огромной теплотой.
В документальной ленте «Фильм необычной судьбы» режиссера Екатерины Андриканис Ливий Щипачёв скажет о том, что сверстники хотели видеть в нём настоящего Тимура, лидера, обладающего всеми качествами, которые были присущи его персонажу. Он же был совсем другим, очень застенчивым и скромным, совершенно не похожим на героя Гайдара.
Талантливый художник
Несмотря на длительные съёмки, Ливий Щипачёв успешно окончил художественную школу для особо одарённых детей, затем стал студентом Московского художественного института имени В. И. Сурикова в мастерской живописи профессора В. Ефанова. Его работы можно было увидеть на многочисленных выставках, а в 1956 году, спустя шесть лет после окончания института, он стал членом Союза художников СССР.
Критики всегда благожелательно отзывались о работах Ливия Степановича, отмечая талант художника и его способность передать главное при минимуме деталей. Открытки с репродукциями картин художника расходились тиражами в десятки тысяч.
Живописные работы художника отличались особой лиричностью, простотой и непосредственностью, за которыми скрывались глубокий смысл и философский подтекст. Ливий Степанович придерживался традиционной манеры письма, тщательно накладывая мазок за мазком, чтобы добиться идеального «звучания» своих произведений.
Несколько картин посвятил Ливий Щипачёв поэту Михаилу Лермонтову, правда, одну из них он уничтожил по неясной причине, о чём впоследствии очень сожалел. Первая «Лермонтов в Тамани» находится в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, третья (как раз вторая была уничтожена) хранится в частной коллекции, а четвёртая, «Перед дуэлью», хранилась раньше в мастерской художника.
Вообще он мог бесконечно говорить о своём творчестве, очень радовался, когда ему задавали вопросы не о том, почему он не стал больше сниматься в кино, а о его живописных полотнах. Их он, кстати, с удовольствием демонстрировал гостям и знакомым. Его картины можно было увидеть в выставочных залах, их печатали в популярных советских изданиях, приобретали для частных коллекций, картинных галерей и музейных собраний, причём не только на родине, но и за рубежом.
В настоящее время они есть, в том числе, и в Третьяковской галерее. «Портрет Павла Третьякова» хранится у наследников мецената, несколько работ можно найти в Литературном музее Степана Щипачёва. Помимо живописи художник занимался изучением древней истории, живо интересовался археологией, был страстным нумизматом, коллекционировал античные монеты.
Он никогда не был замкнутым человеком, с удовольствием общался с друзьями и поклонниками своего творчества и творчества его отца, сам писал новеллы. И рисовал до последнего дня своей жизни, хотя каждое движение отзывалось болью. Ливия Щипачёва не стало 21 января 2001 года.
Фильм «Тимур и его команда», вышедший на экраны в 1940 году, стал культовым для советских детей. Его популярность и влияние были очень масштабными: в СССР развернулось целое тимуровское движение. Но сегодня немногим известно, как сложились судьбы юных актёров, воплотивших на экране идеал самоотверженности, патриотизма и сострадания.