Побежденный эпохой «Ласкового мая». Евгений Мартынов. Его не стало в 42 года при странных обстоятельствах

Он казался фаворитом судьбы, счастливчиком. Евгению Мартынову было всего 22 года, когда его музыка восхитила мэтров советской эстрады. С 1970 по 1980 годы его песни исполняли лучшие советские певцы: Майя Кристалинская, София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Вадим Мулерман, Эдуард Хиль и другие.

Многочисленные награды и обожающие поклонники, успешная карьера не только композитора, но и певца, огромные гонорары, любимая семья. Но…

С другой стороны — длительное эмоциональное расстройство, злоупотребление алкоголем, лекарствами от стресса. И ранняя загадочная смерть в 42, которая оставила много открытых вопросов.

Евгений Григорьевич Мартынов — личность неординарная. Сочинять мелодии начал еще в детстве, хотя никто его этому не учил.

Его родители познакомились во время войны. Мама, медсестра, выходила тяжело раненного солдата Григория Мартынова, а потом он стал ее мужем.

Единственное, что семью Жени связывало с музыкой — это аккордеон, на котором любил играть отец.

После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в музыкальное училище, а после него в консерваторию — сначала киевскую имени Чайковского.

Затем перевелся в донецкий музыкально-педагогический институт (сейчас консерватория имени С. С. Прокофьева), который досрочно закончил в 1971 году по классу кларнета.

Ни в одном из вузов у него не было проблем. Педагоги не просто любили студента Мартынова, они восхищались его талантом и усердием.

Славный путь

После получения диплома, Мартынов какое-то время проработал руководителем эстрадного оркестра Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования.

А в 1972 году отправился в Москву. Но не с пустыми руками, а с очень ценным рекомендательным письмом от донецкого дирижёра, которое предназначалось популярной эстрадной певице Майе Кристалинской.

Мартынову повезло, Кристалинская была очарована его творчеством. В те времена авторитет певицы в музыкальных кругах считался незыблемым, поэтому одного ее слова хватило, чтобы «хорошо поющего композитора» приняли на работу солистом в Росконцерт.

Правда, сначала Мартынов работал бесплатно, так сказать, на испытательном сроке. Но и это было счастьем для провинциального музыканта. На своих первых гастролях он выступал с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и другими.

Это знакомство впоследствии выльется в долгую творческую дружбу. Артисты будут с огромным удовольствием исполнять песни композитора Мартынова.

Но самая первая популярность пришла к Евгению Григорьевичу, когда его мелодия на стихи Есенина «Березка» прозвучала в исполнении Майи Кристалинской.

О Мартынове заговорили. Но это было не то, о чем он мечтал. Ему хотелось самому исполнять свои песни. И Росконцерт предоставил такую возможность.

Долгожданная слава как певца пришла к Мартынову практически моментально. Все, кто хотя бы раз слышал бархатный, мягкий тенор Евгения забыть его не могли. Концерты проходили с аншлагами, он завоевывал звания и награды одни за другими. Причем и как певец, и как композитор.

В 1975 году Мартынов впервые исполнил песню «Лебединая верность» и это был фурор. Его популярность росла с каждой песней.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя синглами в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды. Пластинку неоднократно переиздавали в течение почти двух лет.

В общей сложности после 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах.

Тандем с Андреем Дементьевым

С Мартыновым хотели работать многие маститые поэты-песенники: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.

Но самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым.

Их тандем начался с песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Вместе они написали свои самые яркие хиты — «Лебединая верность», «Аленушка».

Этот творческий союз был идеальным, приносил хорошие дивиденды обоим. Но в один момент все пошло прахом. Дементьев и Мартынов разошлись.

Причина — более чем прозаическая — Андрей Дмитриевич устал пробивать каждую песню на худсоветах, ходить по редакциям телевидения и радио.

Поэт затеял строительство дачи и теперь Евгений один отдувался перед чиновниками. Но именно стихи чаще всего и вызывали вопросы у рецензентов. Критику Мартынов доносил до Дементьева, но толку от этого не было. Песенник злился, но дальше дело не шло, защищать свои произведения он не спешил, поэтому песни в эфир не пускали.

Последней каплей для Евгения Григорьевича стало то, что Дементьев проигнорировал встречу с Лапиным — в то время огромная величина —председатель Государственного комитета по радио и телевещанию. Мартынов с огромным трудом добился аудиенции, а его коллега просто не пришел. В тот день композитор напился в ресторане и после этого случая контактов с Дементьевым больше не было.

К сожалению, не сложились отношения и с Софией Ротару, которая очень любила творчество Мартынова-Дементьева.

Это произошло случайно. Евгений предложил песню «Заклятье» Ротару и Чепраге. Он всегда так делал, желая понять, кому песня больше подходит. А Надежде Чепрага, возьми, да и спой ее на публике быстрее Ротару.

София Михайловна посчитала это творческой изменой. Хотя, по словам брата Мартынова, композитор никогда не писал песни для конкретного исполнителя.

Завидный холостяк

Несмотря на то, что карьера Мартынова развивалась стремительно и успешно, первое время артист зарабатывал немного. Таковы были реалии Советского Союза. Более того, в Москве у него не было своего жилья. Приезжая на концерт в столицу, он, в прямом смысле, ночевал на вокзале.

Но постепенно заработки пошли.

Коллеги певца вспоминают: «Свои первые гонорары — 400-500 рублей — Мартынов хранил в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство».

Первый брак актера был фиктивным. Он оформил документы с костюмершей Аленой Абросимовой. Молодая девушка сама предложила этот выход, когда узнала, что после концерта Мартынов идет на Казанский.

Со своей настоящей супругой, Элей, Евгений познакомился, когда ему было уже 30 лет. Девушка пришла на концерт с подругой, зашла за кулисы к другому музыканту, а Женя как раз «удачно» стоял рядом. Он только что впервые спел свою «Аленушку», зал ее хорошо принял – а тут сразу за кулисами стоит такая хорошенькая девочка. Ну он и влюбился.

В то время Мартынов был уже не только популярен, но и богат.

Как рассказывал его брат Юрий, за каждый свой хит он получал авторские в районе 5000 рублей. А песен было много. По тем временам баснословные деньги. Так что юной Эвелине Старченко (она была младше Евгения на 12 лет) очень повезло. По крайней мере, так казалось изначально.

В 1978 году пара поженилась, вскоре у них родился сын. Евгений сразу окружил Элю роскошью, немыслимой для советского времени – заграничные наряды, четырехкомнатная квартира, рестораны.

К сожалению, молодость жены, возможно, сыграла роковую роль для Мартынова. Когда у него начались срывы на эмоциональной и алкогольной почве, молодая Эвелина растерялась. Она просто не знала, что делать с мужем, который приходит домой в тяжелом опьянении. А повторялось это довольно часто. К такой стороне жизни со звездой эстрады девушка не была готова.

Стресс и первые звоночки неблагополучия

Близким было трудно не заметить изменения в поведении Евгения. Его настроение менялось так резко, что становилось страшно. То он веселый, душа компании, а через 10 минут резко становился понурым, замкнутым.

Артист обратился к врачам, только когда перестал спать по ночам. Он понял, что не справляется и согласился пройти полное обследование.

Сердце Мартынова работало как часы, а вот с нервной системой были проблемы. Последствия стресса и эмоциональных срывов, что неудивительно при его нагрузках и злоупотреблении спиртным.

Невролог выписал артисту очень сильные успокоительные. Велел принимать не чаще одного раза в день, и только в крайнем случае. Категорически запретил мешать их с алкоголем. Но Евгений стал их пить постоянно, пренебрегая запретом на спиртное.

Финал

До конца 80-х Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Но потом началась новая музыкальная эра. На свет появились группы «Ласковый май», «На-На» и другие.

Мартынова по-прежнему любили его преданные поклонники. Но структура музыкального Олимпа начала сильно меняться. Евгения Григорьевича перестали приглашать на концерты, появились проблемы с телеэфирами. Именно тогда он впервые узнал, что такое быть «неформатным».

Мартынов был чувствительным человеком и очень близко к сердцу принимал эти проблемы.

Почему смерть Евгения Мартынова считают странной?

Официальная версия — не выдержало сердце. Однако родные и близкие, особенно брат Евгения Григорьевича, всегда считали, что это происшествие нуждалось в более тщательном расследовании и заведении уголовного дела.

Евгения Мартынова не стало 3 сентября 1990 года. Его нашли в собственном подъезде. Никто не проводил следствие, хотя нестыковок хватало.

Например, известно, что накануне смерти Евгений выпивал в гараже с мастерами, которые обещали ему починить машину. Они же и занесли его в лифт, когда Мартынову стало плохо, но он еще был жив. Никто не осматривал артиста на предмет следов борьбы и повреждений.

Еще один факт, который насторожил семью: наряд милиции, приехавший на вызов не дождался скорую помощь. Почему-то вызвали педиатра из ближайшей поликлиники. Врач сделала некий укол, о котором ничего не известно.

Как рассказывал в одно из интервью брат Евгения Григорьевича, врач этот детский почему-то сразу исчезла.

Но есть и другой след, более криминальный. Оказывается, незадолго до смерти, Мартынов заключил договор с какой-то коммерческой компанией на проведение гастролей по Рязанской области. Но гонорар так и не получил. А это ни много, ни мало 10 000 рублей.

Артист даже подал в суд, поскольку был уверен в успехе. Но он не учел одного — начинались лихие девяностые. Выяснилось, что фирма была оформлена на подставных людей, а их документами прикрывались рецидивисты.

Композитору, певцу и главному лирику советской эстрады было всего 42 года.

Что стало с его семьей?

Молодая вдова осталась одна с ребенком без кормильца. Однако уже через некоторое время она вышла замуж за знакомого своего бывшего мужа. Вместе они уехали жить в Испанию.

Оцените статью
Побежденный эпохой «Ласкового мая». Евгений Мартынов. Его не стало в 42 года при странных обстоятельствах
Югославская певица Радмила Караклаич: как сложилась жизнь любимицы советских слушателей