«Внимание моей дочери стоит сто тысяч экю», — решительно заявила мать. Шестнадцатилетняя Генриетта потупила взор и таинственно улыбнулась. В свои юные годы она хорошо понимала, что сулит ей статус подруги короля Франции.
Сто тысяч экю серьезная сумма даже для короля. Генрих IV не разбрасывался деньгами. Но матерью Генриетты была не простая женщина, а самая тихая из королевский фавориток, Мари Туше, некогда утешавшая Карла IX, она знала, на что способны короли. А Генрих IV только что потерял свою любимую подруг Габриэль д’Эстре, почему бы ее дочери не занять вакантное место.
Генриетта д’Антраг вела свою игру очень тонко. Ей нет дела до того, что король заплатил за ее внимание, он не посмеет бросить этот упрек.
Она играет с Генрихом Наваррским, то соглашается на свидание, то отказывается, говорит что не подобает девице оставаться наедине с женатым мужчиной, что ей стыдно принимать его подарки, при это украшения она не отсылает назад, нежно поглаживая драгоценный кулон на груди при следующей встрече.
Все знали, королю нужна новая жена. Маргарита Валуа не может подарить государю наследника, развод уже дело решенное. Но на ком остановит свой выбор король? От Генриха Наваррского всего можно ожидать, он не такой, как другие правители. Генриетта в тишине своей спальни сжимала в ладошке огромный рубин и мечтала, как на ее очаровательную головку водрузят корону Франции.
«Если вы любите меня, то дадите письменное обещание жениться! Если у нас родится сын, он станет законным принцем Франции!» — она не какая-нибудь дурочка и не станет продавать себя за дешево. Только корона, только слава и трон. Его Величество не был новичком в этой игре.
Он умело игнорировал письма столь желанной нимфы, проходил мимо нее под руку с другой красавицей, давая понять, что она не единственная. И все же Генриетта д’Антраг оставалась самой желанной. И король согласился на ее условия. Он подписал бумагу, в которой обещал жениться на Генриетте через шесть месяцев после рождения их общего сына.
Этот документ стал самым драгоценным сокровищем амбициозной красавицы. Ну и что, что при дворе ведутся переговоры о браке короля и итальянской банкирши Марии Медичи, у нее есть королевское обещание, честь не позволит Генриху оспорить его.
Когда стало известно, что Мария Медичи скоро прибудет к французскому двору, Генриху пришлось пережить не лучшие мгновения. Генриетта кричала, била посуду, кидалась в короля едой и кубками с вином. «Как смели вы! О, вам придется заплатить за этот обман! Вы кажется забыли, но у меня есть письменное обещание данное вами! Я — законная королева Франции!».
В 1599 году официально было объявлено о разводе короля с Маргаритой Валуа. Теперь ничто не мешало ему жениться вновь.
Король Франции не может жениться на ком ему вздумается, твердили министры. «Жениться по любви не может ни один король», это песня была сочинена про него, про доброго Анри IV. Впрочем, Генрих и сам не сильно настаивал. Он уже получил все, чего желал.
Теперь нужно было как-то получить обратно то роковое письмо. Но итальянская принцесса Мария Медичи уже скоро прибудет во Францию. А Генриетта и правда родила ему сына.
Что еще может требовать от нее король? Она выполнила все свои обязательства. Но тот настаивал, умолял, просил вернуть ему письмо. «Никогда!» — кричала Генриетта – «Только через мой труп! Я законная королева и ты должен жениться на мне!». Генриетте было подарено ни много ни мало, коронационное кольцо, символ королевской власти.
Генрих IV даже в зрелом возрасте оставался таким мальчишкой, улыбки, обещания и ласки достаточно, чтобы забыть обо всех увещеваниях министров. Но только на время. Выходя из комнаты возлюбленной, Генрих IV опять становился королем, готовым пожертвовать всем ради укрепления власти. «Париж стоит мессы», и уж точно он стоит нежных объятий Генриетты д’Антраг.
Фаворитку поселили в Лувре, ее покои были соседними с королевой Марией Медичи, король признал сына, дав ему титул маркиза де Верней.
«Вам придется заплатить за это!» — в ярости клялась Генриетта. Даже после женитьбы короля на итальянской «толстой банкирше» она не собиралась отступать. Если нужно, она отправится к самому Папе Римскому! И она не собиралась уступать «толстой банкирше», то и дело демонстрируя неподобающее фрейлине неуважение.
Дерзкие д’Антраги не унимались. Всюду они объявляли, что именно сын Генриетты законный дофин Франции, они даже вступили в союз с Испанией, чтобы посадить Гастона де Верней на трон. Испанский король обещал Генриетте пенсию и поддержку за содействие в устранении короля Франции.
Это было ошибкой, Генрих IV узнал о заговоре, и красавицу приговорили к смертной казни. Правда ее отложили, поскольку наедине с королем Генриетта сумела убедить его не быть столь жестоким. Отношения были окончательно испорчены, но все же дорогая красавица осталась жива.
Она пережила и своего легкомысленного возлюбленного. Генрих IV был убит ударом кинжала в 1610 году, а Генриетта д’Антраг , маркиза де Верней пережила его на двадцать три года. Она не стала королевой, но прожила жизнь в роскоши и довольстве.