«Брызгаю на твои щёчки»

— Сыну Неба нужна новая одежда, — с поклоном проговорила девушка. Поглядеть в глаза императору ей не позволялось – она ведь скромная прислужница! Усмехнувшись, Тай-цзун громко хлопнул в ладоши. Его золотое одеяние, действительно, следовало сменить. Но перед тем, как отпустить прислужницу, император тихо произнес: «Я брызгаю на твои щечки». Для девушки это был сигнал – пора готовиться.

При Дворе императора Цинь Шихуанди жили около десяти тысяч женщин. У императора Ян Ди – почти в три раза больше. Это огромное женское царство нуждалось в строгих правилах, иначе возникла бы неразбериха. Постепенно порядки сложились.

Все девушки, попадавшие во дворец, делились на ранги. Чем выше ранг – тем больше привилегий и преимуществ. При некоторых правителях рангов было всего 4, при других – двенадцать и больше. Девушки низших рангов могли никогда не видеть своего повелителя. Они терпеливо ждали, когда на них обратят внимание.

И в тот самый момент, когда император династии Тан хотел выделить какую-то из девушек, ему достаточно было зачерпнуть лимонной воды из чаши для омовения рук, и брызнуть на неё. Если он встречал кандидатку там, где чаши не было, достаточно было сказать: «Я брызгаю на твои щёчки».

Та, которой предназначались эти слова, должна была немедленно прекратить все занятия и начать подготовку. Её ждал чан с теплой водой, ароматные притирания, а потом тончайшее покрывало, в которое ей следовало завернуться.

Цзэтянь, которая прислуживала императору Тай-цзуну, попалась ему на глаза приблизительно в 638 году. В её обязанности входило подавать Сыну Неба умывальные принадлежности по утрам. Обычно император бывал хмур – он неважно себя чувствовал.

Но случилось однажды, что он пребывал в прекрасном расположении духа. И увидел, что прислужница, на которую он прежде не обращал внимания, очень красива. Её участь была решена одной фразой.

К слову, Тай-цзун был из числа «новых императоров». Его отец основал династию Тан, а ведь начинал как бедный юноша, которому просто улыбнулась удача!

Тем, кто получал особые знаки от Сына Неба, при посещении его покоев следовало произнести фразу: «Я с благодарностью приму небесный дождь и туман». Если девушка производила впечатление на императора, она получала серебряное кольцо. Если результатом встречи становилось рождение ребёнка – серебряное кольцо меняли на золотое.

К слову, подобные же традиции имелись у османов: там обитательницы Топкапы получали шёлковый платок, как знак возникшего у султана интереса.

Но хотя во дворцах жили тысячи женщин, лишь единицы из них пробивались наверх. У правителя просто не хватило бы возможностей даже хотя бы поговорить с каждой из них. Зачем же их набирали так много? В том числе, и для создания эффекта. Сын Неба должен был всем демонстрировать насколько он могуч.

Сыма Цянь писал, что у государя «ловкость тигра», и он может «одними руками поймать зверя» и даже «сломать камни». Художественное преувеличение, необходимое для поддержания царственного величия.

Тай-цзун умер в 649 году. Ему было пятьдесят лет, и перед тем, как упокоиться, он создал своё «Политическое завещание» сыну, чтобы показать ему, как надо царствовать. В нём двенадцать глав, где подробно рассказывается, как искать мудрецов, остерегаться излишеств, почитать бережливость, уделять внимание военному делу и быть внимательным, назначая кого-то на должности.

Но, по иронии судьбы, куда большую роль в истории сыграл не его сын, а та самая прислужница Цзэтянь. Девушка, в тринадцать лет попавшая в императорский дворец, оказалась ловкой, умелой, практичной, с железной волей и таким характером, что в итоге стала императрицей. Случился бы её стремительный взлёт, если бы не одно утро? Трудно сказать.

Чаша с лимонной водой и ритуал, с ней связанный, не был обязательным для всех императоров Китая. Каждая новая династия вводила свои правила. Эпоха Тан длилась с 618 по 904-й год.

Оцените статью
«Брызгаю на твои щёчки»
Пятно в биографии и жизнь в песне актёра Юрия Пузырёва