Этот актёр у большинства кинозрителей ассоциируется с отрицательными персонажами. И это не неслучайно, так как из более чем восьмидесяти киноработ этого актёра положительных героев в его исполнении можно пересчитать по пальцам.
Но, как это обычно и бывает у талантливых артистов, сыгранные злодеи и бандиты не имеют ничего общего с самим актёром. Даже если они изображены очень реалистично. Это в полной мере можно отнести к советскому киноактёру Александру Январёву.
Будущий заслуженный артист РСФСР родился в Москве в семье художника и маляра Большого театра Ивана Петровича Январёва. Дело в том, что отец Ивана Петровича (дед Александра) тоже служил театральным художником и маляром по изготовлению декораций ещё до революции. А более ранние предки Январёвых по семейному приданию были потомственными иконописцами, и писали на стенах храмов и монастырей.
Но Александр был далёк от этой профессии и с детства любил возиться с техникой. Посещал технические кружки, а в старших классах всерьёз увлёкся фото и киносъёмкой. Почти каждый день после школы он ездил на другой конец города в кружок юного киномеханика.
Учился средне, после школы даже не пытался поступать в институт и осенью был призван на срочную службу в Группу советских войск в Германии.
Но служба продлилась всего полгода. На своих первых полевых учениях он получил травму головы с тяжёлым сотрясением мозга и через два месяца лечения в военном госпитале был комиссован домой. Периодические головные боли потом мучили Александра всю жизнь.
Вернувшись в Москву, стал работать охранником на московском часовом заводе и играть в местной самодеятельности. Сначала не всерьёз, ради шутки. Нынешняя молодежь сказала бы — ради прикола. Пошёл в самодеятельный театр за компанию со знакомой девушкой. Но постепенно увлёкся и через год уже окончательно решил стать профессиональным актёром.
Почти без подготовки с первого раза поступил на актёрский факультет ВГИКа. Учился в одной группе с Олегом Видовым, Тамарой Совчи, Дальвином Щербаковым, Ольгой Гобзевой и Светланой Стариковой, которая ещё в институте стала его супругой. Правда, брак продлился всего четыре года. Как позже сказал Январёв – не сошлись характерами.
В 1966 году получил диплом и был зачислен в труппу Театра студии киноактёра. За время учёбы снялся в четырёх фильмах, и тогда уже за ним закрепилось амплуа отрицательного героя.
За двадцать пять лет своей кинокарьеры сыграл в восьмидесяти восьми фильмах, среди которых положительных персонажей было не более десятка, а главных ролей и того меньше.
Карьера в кино оборвалась вместе с развалом СССР. В 90-е годы ему предлагали играть исключительно бандитов и криминальных «паханов» в низкосортных малобюджетных боевиках. Январёв отказывался, а деньги на жизнь зарабатывал, разъезжая по стране с творческими вечерами. Пристрастился к выпивке, вследствие чего распалась его вторая семья. И уже больной и немолодой актёр остался один.
Бывшие друзья рассказывали, что, несмотря на невзгоды и нищету, он всегда оставался добрым и отзывчивым человеком, таким же, как и в годы своей славы. Но алкоголизм сильно подорвал его здоровье, и буквально за несколько лет крепкий и здоровый мужчина превратился в дряхлого старика.
Скончался в метро в результате инфаркта в феврале 2005 года. Когда труп доставили в морг, то долго не могли идентифицировать тело, так как узнать популярного в прошлом актёра в немощном бомжеватом старике было невозможно. А ведь ему было всего 64 года.
Актёра похоронили рядом с могилой брата, который умер в 1991 году и был похоронен в Подмосковье, на Покровском кладбище в Апрелевке.
Александр Январёв запомнился зрителям в таких популярных фильма как «Время, вперёд!» (1965), «Два билета на дневной сеанс» (1966), «Я Вас любил…» (1967), «Красная палатка» (1969), «Бег» 1970), «Белорусский вокзал» (1970), «Истоки» (1973), «Рождённая революцией» (1974),
«Версия полковника Зорина» (1978), «Опасные друзья» (1979), «Инспектор Лосев» (1982), «Не ходите, девки, замуж» (1985) и другие.