В семнадцать лет выходить за 52-летнего императора? Гертруда знала ответ на этот вопрос: «Нет, никогда!». Был бы Фридрих добрым человеком, разумным, но за ним тянулся такой шлейф, что молодая девушка проявила упорство. Дядя умолял, но весной 1246 года принцесса отвечала: «Он – чудовище. Я не поеду».
Даже императорам не всё подвластно. За свою жизнь Фридрих II был женат трижды, но с детьми не заладилось. Первенец поднял мятеж против собственного отца, за что был лишён им наследства и посажен под замок. А потом умер. Обстоятельства смерти этого юноши настолько туманны, что в тринадцатом веке решили – во всем виноват Фридрих.
Был ещё второй, Конрад, которого отлучили от церкви. Был Манфред, в происхождении которого имелись сомнения. Дело в том, что Манфред родился вне брака, от одной невероятной красавицы. Отец постарался узаконить положение юноши, обвенчался с его матерью, когда та умирала, но Рим не признавал этот брак. Так что Манфред оставался бастардом.
Оттого-то трижды вдовец собрался снова взять жену. Знатную. Богатую. Способную подарить ему сына. Чтобы быть стопроцентно уверенным, что династия не пресечётся. И оттого император направил посланников к герцогу Бабенбергу.
Но племянница герцога, семнадцатилетняя Гертруда, пришла в ужас от этой новости.
— Дядя, он – чудовище! – Твердила она. – Я не поеду! У него десятки бастардов, он жесток и несправедлив. Вспомните, хотя бы, что он сделал со старшим сыном! Про его кровожадность слагают легенды. В его дворце живут сотни женщин. Я не стану терпеть их насмешки!
Справедливости ради, герцог понимал, что племянница – права. Тем более, что ранее Бабенберг пообещал её руку совсем другому человеку. Женихом Гертруды считался сын чешского короля, Владислав. Кроме того, молодые люди были знакомы и влюблены друг в друга. Старый император с одышкой и в грязных сапогах не был для девушки пределом мечтаний. Особенно, учитывая прошлое Фридриха II.
Его трижды отлучали от церкви. Всю свою жизнь он воевал и интриговал. Но он был могущественным правителем, и герцог сдался. Он пообещал Фридриху свою племянницу, которую воспитывал после смерти брата. Отчаявшаяся Гертруда написала письмо чешскому королю. Девушка просила о помощи.
Тогда одноглазый король Вацлав вторгся в Австрию. Он был полон решимости заставить герцога Бабенберга выдать племянницу за Владислава. На реке Лейта сошлись люди, которые совсем недавно мирно и весело обсуждали свадьбу. Прекрасно знавшие друг друга, они стали врагами.
Герцог сложил голову 15 июня 1246 года. Едва дядю предали земле, Гертруда поспешила замуж за любимого. Чешский король довольно потирал руки: теперь огромное приданое девушки – просторные австрийские земли – станет частью его государства.
Говорили, что от яростного крика Фридриха содрогаются стены. Какой клич он издал, узнав, что юная красавица вышла замуж, остаётся только догадываться. Что мог сделать вояка, привыкший решать все проблемы огнем и мечом? Конечно, он выдвинулся в сторону Вены, где в то время находилась Гертруда и её слабеющий с каждым днем супруг.
Спустя столетия трудно сказать, что именно случилось. Но после свадьбы Владислав начал стремительно терять вес, он бледнел и в итоге умер в январе 1247 года. А Фридрих был все ближе! Заплаканная Гертруда убежала в Венгрию, кляня по дороге несостоявшегося жениха. Преклонив колени перед правителем в Буде, она умоляла о заступничестве.
«Вы знаете, что нужно делать», — выразительно глядя на юную вдову, произнес венгерский государь.
Гертруда тяжело вздохнула. Конечно, она знала! И сразу согласилась выйти замуж за венгерского престолонаследника. Одновременно она попросила вмешательства папы Римского. Это должно было как-то удержать неугомонного Фридриха.
Императора подвёл возраст. Скакать, размахивая мечом, ему было все тяжелее. Преследовать Гертруду он больше не стал, а в 1250 году скончался. Позже станут рассказывать, что Фридриха II отравил его собственный сын, Манфред, но это оказалось неправдой. Современные исследования останков императора доказали: нет ни малейшего следа яда.
Та, что назвала императора чудовищем, прожила бурную жизнь. Она овдовела в том же году, когда умер Фридрих. И вышла замуж в третий раз за сына галицкого князя. У неё было трое детей, а на склоне лет Гертруда ушла в монастырь. В тиши своей кельи она вспоминала события юности и прекрасного Владислава, которого когда-то так любила.