В США кинематограф развивался как явление коммерческое, фабрика кино производит такое кино, которое зритель оценит рублей. В Советском Союзе кино вместо денег было заправлено идеологией.
О кривой судьбе советского кино, его глубинной болезни и гибели рассуждает советский режиссер, актер, сценарист и драматург Андрей Смирнов. Он снял пять полнометражных фильмов, а также документальный сериал «Свобода по-русски», посвященный истории русского парламентаризма.
В числе его режиссерских работ: «Белорусский вокзал», «Верой и правдой», «Жила-была одна баба» и недавний фильм «Француз». С момента выхода первого фильма Андрея Сергеевича прошло ровно полвека.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УДАЧИ – ИСКЛЮЧЕНИЕ
После распада Советского Союза в России не было кризиса кино, была его гибель. Это совершенно закономерный процесс, потому что свобода после смены строя вернула реальную стоимость всем жизненным явлениям.
«В СССР кино – чистая идеология: чтобы пудрить мозги населению, государство часть налогов, которыми оно грабительски обдирало население, выделяло на идеологическое обслуживание режима, которое предполагало, что советский человек должен отдохнуть, но не забывать, что всем он обязан родной партии, — рассказывает Андрей Смирнов.
– Некоторые мастера стремились к коммерческому успеху и достигали его. Но комедии «Цирк», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» абсолютно вписывались в общую идеологическую схему. Художественные удачи в нашем кино были исключением».
БАСОВ НА СЛУЖБЕ У ДЬЯВОЛА
В качестве такого исключения Андрей Смирнов привел талантливого советского актера и режиссера Владимира Басова, который был по признанию коллег, одним из лучших деятелей киноискусства во времена СССР.
«Он как бы сознательно пошел на то, чтобы работать по заказу. Мой учитель Ромм любил его, но считал, что он свои способности отдал на службу дьяволу, на то, чтобы делать деньги, и загубил себя, — рассказывает режиссер журналу «Искусство кино». – Вспоминаю о нем с сочувствием, болью и любовью. Как режиссер он выразился совершенно неадекватно».
СОВЕТСКОЕ КИНО – ТРУХА И ГНИЛЬ
По мнению Андрея Смирнова, после падения советского строя отечественное кино находилось не в кризисе, потому что причина кризиса – болезнь, но советский кинематограф изначально находится в состоянии болезни. Поэтому гибель советского кино после распада империи – процесс совершенно закономерный.
Такое полулюбительское искусство не могло существовать в условиях рынка.
«99% продукции, которая производилась из года в годы, составлял шлак, брак. Был фасад с отдельными яркими именами, в том числе и среди представителей шестидесятников и более молодых людей, но за фасадом были труха и гниль», — говорит Смирнов.
Одной из причин такого положения дел было неумение советских кинематографистов зарабатывать деньги, стараться для зрителя. Поэтому выход из ситуации, по словам Смирнова, рынок, который сам решает – что зрителю действительно интересно, а что нет.
«Полагаясь на волю рынка, мы не должны дать угаснуть огоньку культурной традиции. Государство должно платить за кинообразование, за дебютные фильмы и должно поддерживать 15-20% кинопродукции», — заключает режиссер.
Так размышлял режиссер Андрей Смирнов летом 1993 года, когда советское кино практически ушло в прошлое, а отечественній кинематограф только начал формироваться. Прошло 27 лет – период жизни одной Конституции, больше четверти века. Что изменилось сегодня в нашем кинематографе? Спас рынок кино и сформировал ли его новую реальность?
Тот же Смирнов, как его дочь – талантливая Авдотья Смирнова снимают хорошие фильмы, которые находят положительный отклик у критиков и широкой аудитории. Но можно ли сказать, что отечественное кино сумело выйти на более высокую ступень, чем советское кино…