«Не прикоснулся», — утверждал император

Босая, на коленях, она стояла рядом с мужем, и вместе с ним молила о пощаде. Берта была так прекрасна и так искренна, что даже у папы Римского дрогнуло сердце. «Ты всем обязан своей жене», — хмуро сказал понтифик будущему императору. А ведь за несколько лет до этого Генрих добивался развода с Бертой. «Не прикоснулся», — утверждал он, говоря о жене. А значит их брак – несостоятелен.

Детей обручили рано, что в одиннадцатом веке совершенно никого не удивляло. Чем быстрее удавалось достичь согласия, тем больше было шансов, что стороны придут к миру и взаимовыручке. Берта Савойская с четырёх лет знала, кому она предназначена. И в 1066-м году, одиннадцать лет спустя после помолвки, вышла замуж за германского короля Генриха, сына императора Генриха III.

Пока в Требуре пировали, Генрих хмурился. Ему не нравилась эта тоненькая юная девушка, почти ребёнок. Он предпочитал совсем другую фактуру. Этот брак ему навязал отец, он был выгоден по многим причинам. И будучи молодым и не слишком дальновидным, Генрих решил… игнорировать свою молодую жену.

Он не посещал её покоев. Он едва отвечал на её приветствия. Они виделись максимум один раз за день – во время вечерней трапезы. Всё остальное время Генрих предпочитал проводить без Берты. У некоторых упрямых натур есть такое свойство: уж если что-то решили, то непременно выполнят!

Во дворце недоумевали: Берта – красавица! Она могла укутаться своими роскошными рыжеватыми волосами. Гибкая, изящная, с манерами настоящей королевы! И самое главное – она с первого взгляда полюбила своего странного супруга. Когда он начал демонстрировать свою холодность, Берта просто не знала, что сказать.

Милосердные советники Генриха находили отговорки: государь очень занят, государь нездоров, государь сегодня с утра дал обет на три месяца, поэтому будет только молиться и соблюдать пост… Но со временем Берта поняла, что её водят за нос. И была крайне расстроена этим открытием.

Что мешало их счастью? Ничего! Они были молоды, получили схожее воспитание, судьба объединила их… Однако Генрих настаивал на своём – он не любит Берту. Эта девушка вызывает в нём только раздражение. И вообще, будет лучше развестись. В 1069 году на собрании имперских князей он так и заявил: будет добиваться расторжения союза. «Не прикоснулся», — говорил он про жену. Вокруг ахали и качали головами.

«Он не может ничего своей жене поставить в вину, — рапортовали в Рим те, кто при этом присутствовали, — но не может более жить в этом браке. Он просит освободить его от оков под недобрыми звёздами заключенного союза. Чтобы открыть путь к счастливым бракам для неё и для него».

Но Римский папа Александр II только расхохотался. Что? Нет вины? Так, о чём тогда речь? Нет никаких причин для расторжения. Если этому Генриху хочется стать свободным, пусть придумает что-то посущественнее.

Петру Дамиани, посланнику Рима, было велено передать Генриху, чтобы он перестал заниматься всякими мелочами. Чтобы огляделся вокруг себя, да присмотрелся к жене получше. Берта, по мнению Рима – редкое сокровище. Пусть ценит супругу!

В одиннадцатом веке папа Римский имел подлинную власть над королями. Поняв, что ему не светит свобода, Генрих уныло поинтересовался, чем занята Берта. И получив ответ, что она с утра гуляет по саду, а потом едет в храм, велел предупредить супругу: сегодня они встретятся. Попозже.

Берта не верила своему счастью. Она возвращалась во дворец, словно на крыльях. Но тревожная мысль порой посещала её: а может, муж передумает? Или это ловушка?

Но Генрих не обманул её. Спустя три года после свадьбы Генрих и Берта стали настоящими мужем и женой. Так что в 1070 году на свет появилась их дочь, Адельгейда. А затем ещё четверо детей. Забегая вперед, скажу, что двое из них стали императорами Священной Римской империи.

Та, что так долго ждала, оказалась надёжным тылом и главной опорой Генриха. Когда он поссорился с Римом, Берта поехала с мужем в Каноссу, и вместе с ним прошла длинный путь покаяния – пешком, босая, под пронизывающим ветром.

Она молилась, стоя на коленях, пока Генриха не простили. Папа Римский уверял, что на него произвело впечатление именно присутствие Берты. Она шла вперед, держа на руках трёхлетнего ребенка, одетая как простолюдинка.

И её ждала награда! 31 марта 1084 года голову Берты увенчала императорская корона. Генрих IV стал императором и сделал свою жену венчанной императрицей. Но этот громкий титул Берта носила всего три года – в 1087 ее не стало.

А Генрих? Он женился еще раз. И весьма неудачно – как для него самого, так и для его избранницы. Тем, кому это интересно, рекомендую материал о другой жене императора – русской княжне Евпраксии.

Оцените статью